Рус | Eng

29.11.13

Налоговая система и предприниматели: изменения, проблемы, перспективы 

Тамара Касьянова, к.э.н. 
Первый Вице-президент общероссийской организации «Российский клуб финансовых директоров» 

Несмотря на положительную динамику в российской налоговой системе, которая наблюдается в последние несколько лет, инвесторы продолжают критиковать налоговое законодательство нашей страны. Эта критика часто обоснована, но инвесторам также стоит обратить на прогресс, достигнутый Россией за последние десять лет. 

Прежде всего, значительным изменениям подвергалась ФНС (федеральная налоговая служба). Реорганизация ведомства (уменьшение персонала на 60% с 2000 года) помогла ФНС оптимизировать расходы и улучшить свою работу. Внедрение новых технологий (компьютеризация, интернет, цифровые технологии, передовое программное обеспечение) уменьшило бюрократическую волокиту и повысило скорость обработки полученных данных. Благодаря технологическому обновлению ФНС улучшила возможности для информирования налогоплательщиков о последних изменениях в налоговой системе. 

Результаты реорганизации ФНС ярко проявляются в числе ежегодных выездных налоговых проверок и дополнительных начислениях в результате этих проверок. Если в 2003 году ФНС проверила 11,5% компаний, то в 2010 уже 0,8%. При этом в несколько раз увечились дополнительные сборы в результате таких проверок (со 188 000 рублей в 2000 до 4,3 миллионов рублей в 2009 году). Тем не менее, текущая электронная подача налоговых сведений не позволяет полностью отказаться от бумаги, так как ФНС часто запрашивает дополнительные документы на бумажном носителе. 

Изменения коснулись не только ФНС. ВТО и возможное вступление России в ОЭСР стали настоящим драйвером для налоговой системы. Сейчас Россия пытается привести свое налоговое законодательство в соответствие с мировыми стандартами. Ярким примером таких попыток может служить закон о принципах трансфертного ценообразования, принятый в 2011 году. Он призван исключить так называемую практику оптимизации налогообложения, основанную во многом на незаконных схемах. 

Тем не менее, российская налоговая система продолжает оставаться крайне запутанной и неясной. Постоянные изменения и поправки делают ее еще более уязвимой. Из-за правоприменительной практики налогоплательщики испытывают дополнительные проблемы: часто то, что написано на бумаге, не всегда можно применить в реальной жизни. Серьёзную проблему вызывает качество электронных данных на сайте ФНС. Задержки, устаревшая информация, сбои- все это стало привычным явлением для посетителей сайта налоговой службы. 

Что можно предпринять? На глобальном уровне следует изменить правоприменительную практику, но для этого нужна судебная реформа. ФНС должна модернизировать свой сайт и оптимизировать электронные данные. Правительству также следует улучшить обслуживание налогоплательщиков в налоговых органах местного уровня. Наконец, снижение неразумных требований к оформлению необходимых документов уменьшило бы нагрузку на налогоплательщиков. 

Полагаю, что в ближайшее годы правительство и дальше будет приводить налоговое законодательство в соответствие с мировыми стандартами и завершит переход к электронному обслуживанию.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.