Рус | Eng

25.11.13

Рынок фармацевтики 

Тамара Касьянова, к.э.н. 
Первый Вице-президент общероссийской организации «Российский клуб финансовых директоров» 

Правительство России будет рассматривать вопрос о состоянии конкуренции на фармацевтическом рынке страны. Очевидно, что это желание основано на выводах, приведенных в докладе ФАС о состоянии конкуренции в России в 2012 году. 

 В частности одной из проблем отечественного фармацевтического рынка, препятствующей развития на нем конкуренции, является прозрачности формирования ограничительных перечней лекарственных средств. К примеру, во время проведения соответствующего исследования ФАС сталкивалось с заинтересованностью фармацевтических компаний во включении их продукции в различные перечни необходимых препаратов, рекомендованных Минздравом России. Такое желание продиктовано тем, что включение препарата в такой перечень гарантирует производителю значительные объемы их реализации на территории РФ. 

 В России реализуется продукция примерно тысячи фирм-производителей, рынок лекарственных препаратов объемен и многообразен. В Топ-10 крупнейших компаний входят такие предприятия, как Novartis-Sandoz, Sanofi-Aventis, Фармстандарт, Berlin-Chemie, Menarini Group, Bayer, Nycomed, Gedeon Richter, Teva и Стада-Нижфарм. Планируется, что к 2020 году объемы продаж лекарств в России вырастут более чем в два раза и достигнут $45,1 миллиардов против 20,7 миллиардов в 2011 году. 

Давая характеристику российского рынка фармацевтики стоит отметить, что он является растущим. Так в январе-феврале 2013 года объем коммерческого рынка готовых лекарственных средств вырос на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 72 миллиарда рублей. 

Достигнуто это было отчасти и из-за того, что продолжает сокращение доли недорогих и дешевых лекарств. Причем сокращение весьма существенное: до 22,3% в феврале 2013 года, при том, что за аналогичный период 2012 года оно составило почти 25%. Более 58% препаратов, реализуемых в российских аптеках, являются отечественными , однако из-за их невысокой цены, в стоимостном выражении они занимают лишь 27%.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.