Рус | Eng

28.10.13

МВФ: Россия не может опираться на нефть 

Тамара Касьянова, к.э.н. 
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» 

Необходимость модернизации национальной экономики ощущается уже давно и на всех уровнях власти, теперь и Всемирный валютный фонд предупреждает Россию, что опора исключительно на нефтяную отрасль может привести к серьёзным последствиям. 

Мировой финансовый кризис наглядно продемонстрировал, что энергетический сектор достаточно уязвим, и делать на него ставку не стоит. Цены на нефть мгновенно взлетают либо, наоборот, обваливаются на фоне конкретных мировых событий, более того, котировки мгновенно реагируют на то или иное сообщение политических лидеров. Формируя национальный бюджет, правительство закладывает определённую стоимость нефти и, ориентируясь на эту цифру, планирует расходы по отраслям. Если Россия не сократит зависимость от чёрного золота, то будет сложно спрогнозировать будущие доходы бюджета и выстраивать стабильную политику. В результате экономический рост страны, который и так снижается, продолжит показывать всё худшие показатели. И тогда удвоение ВВП превратится в недостижимую задачу. Безусловно, при высоких мировых ценах на нефть государственная казна значительно пополняется, но где гарантии, что они останутся таковыми? К тому же затраты на логистику зачастую ставят российские энергоресурсы в неконкурентоспособное положение по сравнению с Ближневосточной нефтью. 

Кроме того, в мире наблюдается растущий спрос на газ, в частности, Китай переходит от угля на газ, а Япония отказывается от атомной энергетики. Такая тенденция на руку Москве, но если мы хотим укрепить свои позиции как основного и надёжного поставщика, то уже сейчас надо пересмотреть механизм расчета тарифа без привязки к ценам на нефть. Именно это становится причиной возмущения европейских потребителей Газпрома, а в условиях жёсткой конкуренции российский холдинг должен бороться за каждый рынок. 

Власти страны делают ставку на развитие инновационных технологий, однако до сих пор серьёзных результатов на этом поприще нет, кроме баснословных сумм на статьи с приставкой «нано-». Разработка и внедрение высоких технологий, безусловно, невозможны без квалифицированных и зачатую узкоспециализированных кадров, но подавляющее большинство населения не имеет представления что же такое нанотехнологии и с чем их едят. Для модернизации структуры производства надо изменить программу подготовки специалистов: корпорации должны создавать учебные центры на базе своих предприятий, принимать непосредственное участие в работе ВУЗов и уже со студенческой скамьи готовить кадры для себя, чтобы потом не тратить время и средства на переподготовку. 

Помимо человеческих ресурсов, на перестройку экономики нужны колоссальные средства, без иностранных инвестиций никак не обойтись. И меры, направленные на улучшение инвестиционного климата России, уже дают первые результаты. По итогам 9 месяцев объём привлекаемые средств вырос на 1/3 и составил $72 млрд, более того наших партнёры намерены увеличить инвестиции. Однако перевод экономики на инновационный путь развития- процесс достаточно долгосрочный и ждать сиюминутных перемен не стоит. 

Для ответа на вопрос сколько же времени потребуется России, чтобы из сырьевого придатка превратиться в полноценную экономику, можно взглянуть на зарубежный опыт. Развитие бизнеса, рост экспорта, государственная поддержка в стратегические предприятия и привлечение иностранных инвестиций легли в основу развития 4 азиатских тигров: Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня. Им удалось совершить экономический прорыв с начала 60-х до конца 90-х годов ХХ века. Россия могла бы воплотить в жизнь разработанную Сингапуром модель. Прежде всего, значительная часть федеральных средств направлена на сферы образования и технологий, у нас же всё с точностью да наоборот. Вложив деньги в образование, государство создаёт задел для развития высоких технологий и науки в целом. В Сингапуре были созданы комфортные условия для работы международных компаний: высокая квалификация населения, развитая инфраструктура, правительственные программы поддержки; на сегодняшний день в таком маленьком государстве работает свыше 3000 ТНК. Однако развитие отрасли высоких технологий не исключает наличия нефтяного сектора- это третий по величине центр нефтепереработки в мире после Хьюстона и Роттердама (свыше 20 млн тонн сырой нефти ежегодно). Успех грамотно выстроенной экономической модели развития подтверждают и объективные показатели- даже после Азиатского финансового кризиса 1999 года рост экономики Сингапура составил 5,4%. Для сравнения, в 2012 году рост российской экономики был на уровне 3,4%, что стало лучшим результатом среди стран G8. 

Как показывает опыт Азиатских передовых стран модернизация экономики и выход на качественно новый уровень занимает порядка 40 лет, т.е. изменений стоит ждать не ранее 2050-х годов. Однако России придётся решить проблемы, несвойственные Востоку, в первых рядах которых высокий уровень коррупции. Сейчас настал момент, когда надо делать реальные шаги для устранения сырьевого проклятия. Пока цены на нефть остаются достаточно высокими и запасы углеводородов не иссякли, Россия не будет прикладывать все усилия для развития других отраслей. Однако перспектива уровня жизни, как в Африканских странах не устраивает никого. Иными словами, надо делать ставку не на количество, а на качество.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.