Рус | Eng

18.10.13

Туркменистан призвал активизировать энергодиалог ОБСЕ 

Тамара Касьянова, к.э.н. 
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» 

Президент Туркменистана призывает разработать новый порядок на мировом энергетическом рынке на базе международно-правового механизма под эгидой ООН. Предложение Гурбангулы Бердымухамедова позволит защитить интересы как поставщиков, так и импортёров. В настоящее время нередки случаи недопоставки энергоресурсов в результате врезания в трубы, проходящие через территорию стран-транзитёров. А также громкие скандалы вокруг Газпрома на европейском рынке связаны с необоснованно завышенными, по мнению импортёров, ценами. 

Партнёры призывают российский холдинг формировать тарифы по иной схеме, без привязки к котировкам на нефть. Однако это право поставщика решать по какому принципу устанавливать стоимость, кому и на каких основаниях предоставлять скидку. Почему именно Туркменистан призвал пересмотреть основу сотрудничества в энергетической сфере? Республика набирать вес на международной арене и уже стал крупнейшим поставщиком газа в Китай, по общим запасам это 4-я газовая держава мира после России, Ирана и Катара. Выходя на такой уровень, Ашхабад хочет свести к минимуму все возможные риски. К тому же в ближайшие годы спрос на газ будет только расти, в частности из-за решения Пекина постепенно переходить от угля, который сейчас составляет 70% в потреблении страны, к природному газу. Энергодиалог подразумевает добычу и транспортировку не только газа. Туркмению наравне с остальными прикаспийскими государствами- Россией, Казахстаном, Азербайджаном и Ираном- волнует вопрос разработки месторождений море- озера. Сложность заключается в том, что международно-правовой статус Каспия до сих пор не определён, поскольку на него не распространяются нормы международного морского права- Каспийское море не имеет естественного выхода в Мировой океан. 

Соответственно, остаётся открытым вопрос о принципе разделения- Казахстан, Туркменистан и Азербайджан предлагают взять за основу срединную линию, а Иран настаивает на предоставлении по 1/5 каждому. В настоящее время правовое регулирование осуществляется на основе советско-иранских договоров 1921 и 1940 годов, а также ряда соглашений: между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (от 6 июля 1998 г. и Протокол к нему от 13 мая 2002 года); между Россией и Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря (от 23 сентября 2002 года); между Россией, Азербайджаном и Казахстаном о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (от 14 мая 2003 года). На фоне сокращения запасов традиционных энергоресурсов остро встаёт необходимость разрабатывать альтернативные источники энергии. 

Страны, наладившие работу в этой области, должны делиться опытом со своими коллегами, таким образом стабилизируя не только энергетическую, но и политическую обстановку в мире. К сожалению, до сих пор энергодиалог во многом определяется даже не столько экономическими, сколько политическими интересами руководства стран. В современном мире энергоресурсы играют важную, порой даже определяющую, роль. Нефтяные и газовые державы становятся главными акторами международной жизни, а наличие или отсутствие нефти и газа определяют геополитические интересы государств.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.