Рус | Eng

18.10.13

Украина уйдёт от газового рабства

Тамара Касьянова, к.э.н. 
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» 

Положить конец газовой зависимости от импортёров остаётся стратегически важной, даже приоритетной, задачей для Украины. В настоящее время ежегодная потребность Киева составляет 60 млрд м3, причём 40 из них приходятся на российский импорт. Двусторонние отношения между государствами зачастую осложняются именно на фоне проблем в энергодиалоге. Украинские клиенты обвиняют Россию в завышенном тарифе на голубое топливо, сейчас 1 000 м3 обходится стране в $430. 

Для сокращения зависимости от одного поставщика Украина стремится диверсифицировать сеть экспортёров. Так, за август импорт газа из Европы вырос почти вдвое. 19 млрд м3, поставленные реверсным путём, позволили бы избавиться от газового рабства от России, но есть единственная загвоздка- у западных партнёров нет таких экспортных объёмов, к тому же это противоречит условиям контракта с Газпромом, который всё же остаётся важнейшим поставщиком топлива на рынки Украины. 

Такая схема поставок подразумевает, что европейская компания, которая импортирует газ через территорию Украины, резервирует для себя дополнительные объёмы, а затем перепродаёт их украинскому клиенту на западной границе. Фактически газ оставался бы в Украине, и нагрузка на транспортную систему не была бы столь высока. По прогнозам, в ближайшие 3-4 года из Евросоюза будет поступать не более 6-7 млрд м3 газа. В целом импорт из европейских стран остаётся достаточно небольшим. Правительство Украины запланировало на 2013 год купить 27,3 млрд м3, причём 18 млрд м3 поступят от Газпрома, т.е. более 66%. Хотя доля реверсных поставок будет постепенно увеличиваться, уже достигнуты договорённости со Словакией и Румынией. Польша могла бы стать надёжным и стабильным партнёром Украины если бы не зависимость тарифов на газ от котировок на европейском спотовом рынке. Цена за 1000 м3 в $400 выглядит более выгодной по сравнению с предложением Газпрома, однако в скором времени возможно усиление конкуренции за счёт игроков из АТР. 

Таким образом, поставки из Варшавы будут выгодны только в летний период, когда потребление газа снижается. Такая переориентация на ЕС обусловлена, по заявлению министерства энергетики и угольной промышленности, более выгодными тарифами на энергоносители: стоимость российского газа составляет $526, а реверсный газ из Европы- $390. Однако чиновники либо не договаривают, либо просто забыли, что Москва предоставляет Киеву скидку почти в $100. Более того, совсем недавно Газпром закачал в подземные хранилища Украины 5 млрд м3 по цене $260 за 1000 м3. Насколько реальны обещания властей перейти на полное самообеспечение уже через 2-3 года? Руководство страны делает ставку на собственный сланцевый газ и этот расчёт вполне оправдан- его запасы оцениваются в 1,2 трлн м3, т.е. Украина становится 4-й в Европе после Польши, Франции и Норвегии. Энергетики уже нашли иностранных партнёров для разработки Олесского (Львовская и Ивано-Франковская области) и Юзовского месторождений, освоение будет проходить совместно с мировыми лидерами отрасли Royal Dutch Shell и Chevron. 

Однако одних только залежей сланцевого газа недостаточно для начала его использования, здесь и начинаются все сложности. Во-первых, себестоимость добычи такого топлива составит $260-350, получается, переход на сланцевый газ имеет смысл только в том случае, если внутренние цены на газ будут высокими. Кроме того, добыча столь модного сегодня сланца может привести к масштабным экологическим проблемам. Как известно, применяется технология гидроразрыва, когда в скважину закачивают миллионы литров жидкости с содержанием различных химикатов, которые впоследствии могут привести к отравлению грунтовых вод. 

Специалисты утверждают, что при соблюдении технологии метод совершенно безопасен, а если произойдут какие-либо сбои? Даже в столь технологически развитом государстве, как США, уже зафиксированы случаи нарушения. В результате стране придётся потратить на восстановление экологической ситуации гораздо больше средств, чем сэкономлено на отказе от природного газа. Параллельно с сокращением импорта власти Украины стремятся снизить уровень потребления газа в стране. В качестве альтернативы выступает уголь. Частично сокращение происходит естественным образом за счёт экономического спада промышленности, но осуществить государственные планы призваны разработанные программы. 

Так, на производствах начали возводить установки по вдуванию пылеугольного топлива в доменные печи, а ТЭЦ в скором времени должны перестроиться с газа на уголь. Но и здесь выгода весьма туманна, можно даже сказать, что руководство страны само себе роет яму. Самый ярким пример государства, которое развивает свою промышленность на угле- Китай, где его доля достигает 70%. Однако сейчас Пекин взял курс на газификацию. Не стоит забывать, что уголь всё же сильно загрязняет воздух и результат на лицо- смог стал таким же неотъемлемым символом, как Великая китайская стена. Кроме того, работа украинских ТЭЦ на угле потребует выстраивания налаженной системы доставки к станциям: ремонт и строительство новых дорог, закупка или аренда машин либо прокладка ж/д полотен, расширение штата и т.п. Что, безусловно, выльется в дополнительные траты государственного бюджета, дефицит которого в прошлом году составил $6,7 млрд,, или 3,8% ВВП. Как вариант Украина может увеличить шельфовую добычу газа в Чёрном и Азовском море. 

Для этой цели закуплено 2 буровые установки стоимостью $400 млн каждая. Благодаря развитию этого сектора к 2015 году добыча может вырасти в 3 раза, до 3 млрд3. Но прежде придётся создать необходимую инфраструктуру, а на это понадобится порядка $1,5-2 млрд. Очевидно, что без вмешательства иностранных инвесторов не обойтись. Потенциал морских месторождений хотя ниже сланцевых: 1,3 -30 трлн м3 против 4 - 13 трлн м3- зато их разработка безопаснее. Перспективы газовой отрасли Украины выглядят не столь очевидными. Сейчас Украина добывает около 21 млрд м3 из 60 необходимых, даже если перейти на сланцевый газ, то на это уйдёт несколько лет, европейские поставщики чисто физически не готовы покрыть все потребности Киева. Таким образом, в ближайшее время Украине всё же не удастся полностью отказаться от поставок голубого топлива от своих партнёров, главным образом Газпрома.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.