Рус | Eng

17.10.13

Кабинет министров выделит 40 млрд рублей 75 субъектам 

Тамара Касьянова, к.э.н. 
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» 

40 млрд рублей федеральных дотаций позволят сбалансировать региональные бюджеты. Средства из государственного бюджета получат 75 регионов, т.е. всего 8 административных единиц РФ способны самостоятельно обеспечивать себя, не прибегая к помощи государства. По итогам 2012 года регионов-доноров было 11: города федерального значения Москва и Санкт-Петербург; Московская, Ленинградская, Самарская, Тюменская и Сахалинская области; Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также республика Татарстан. 

Сокращение регионов-доноров во много связано с реформой межбюджетных отношений 2004–2005 годов, в результате которой налоговые поступления распределяются в местную и федеральную казну в соотношении 30/70 вместо 50/50 как раньше, т.е. практически вдвое сократились поступления в копилку бюджета. Реформа была направлена на более сбалансированное распределение прибыли от нефтегазового сектора - те регионы, которые физически не могут добывать энергоресурсы должны тоже получать доходы от природных ресурсов государства. Однако на практике муниципальные власти просто лишились стимула развивать бизнес и производство на местах. Порой региону даже выгоднее получать дотации из федерального бюджета, чем разрабатывать и внедрять программы развития отдельных отраслей. Сейчас практически все решения принимаются в столице: кто и сколько денег получит, на что и за какой период потратит и т.п. Неудивительно почему крупные компании стремятся иметь юридический адрес с городом Москва или Санкт-Петербург. 

В кубышку Москвы поступают самые лакомые налоги: акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых, налог на доходы физических лиц и прибыль организаций. Порой ситуация доходит до абсурда- богатые ресурсами регионы не способны прокормить себя, не протянув руку Старшему брата. С другой стороны, субъекты-доноры тоже остаются в незавидном положении, когда сверх прибыль, которую можно было бы потратить на социальную сферу, например, надо отчислять другим. 

В числе самых дотационных регионов традиционно числятся Камчатский край, Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Чукотка, т.е. Дальний Восток. А это в очередной раз указывает на острую необходимость развивать инфраструктуру и повышать уровень жизни такого стратегически важного региона. Ликвидировав имеющиеся проблемы на Востоке, Россия сможет уже прорубить окно в Азию, а не просто говорить о необходимости развития восточного вектора внешней политики и торговли. 

Вместе с возросшей налоговой нагрузкой на регионы обязательства не ослабли, а, наоборот, только усилились. Взять в качестве примера майские указы Владимира Путина, исполнение которых постоянно мониторится. Другими словами, заданий главам регионов даётся больше, а денег на реализацию меньше. Так, в 2012 году во Владимирской, Курганской, Мурманской и Тульской областях, а также Карелии расходы на текущие обязательства превысили 93%. Вложенные миллионные или даже миллиардные инвестиции в какой-либо крупный проект, например, строительство завода, принесут региону несколько тысяч рублей. В итоге цель овчинка выделки не стоит, тогда о каком развитии промышленности или малого и среднего бизнеса может идти речь? Кроме того, нашей стране предстоит принять такие масштабные соревнования, как Олимпиада и Чемпионат мира по футболу. Уникальность Мундиаля по-русски заключается и в количестве принимающих городов, однако только 4 из 11 смогут самостоятельно подготовиться к встрече гостей. Причём запросы оставшихся 7 сложно назвать скромными: Калининград просит субсидий на сумму 200 млрд рублей, Екатеринбург- 160 млрд, Нижний Новгород- 100 млрд, Ростов-на-Дону- 91 млрд, Саранск- 60 млрд и Волгоград- 40 млрд, но самым требовательной оказалась Самара- 340 млрд рублей. 

Россия оказалась на 3-й позиции по региональному неравенству: разрыв между самым богатым и самым бедным регионами составил 25 раз. Такое положение вещей явно указывает на неэффективность действующей системы распределения налогов, в частности. Правительству необходимо разработать программы стимулирования для каждого региона с учётом его индивидуальных особенностей.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.