Рус | Eng

16.10.13

Медведев: проходимость Волго-Каспийского канала 

Тамара Касьянова, к.э.н. 
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» 

Дмитрий Медведев поручил Министерству природных ресурсов, Министерству регионального развития и Министерству транспорта совместно с правительством Астраханской области рассмотреть возможность доведения пропускной способности Волго-Каспийского судоходного канала до 4,5 м. За последнее время уровень воды в Каспийском море постоянно падает и уже достиг отметки в 3,8 м, что явно затрудняет полноценную траспортировку энергоресурсов. Разработка и полноценное функционирование нефтяного и газового сектора Каспия имеет стратегическое значение для экономики России. 

Запасы континентальных скважин постепенно сокращаются и возникает острая необходимость в новых источниках энергоресурсов. Потенциал месторождений и слабая геологическая изученность делают шельфовую зону самой перспективной зоной нефтегазовой отрасли. Здесь стоит пристальное внимание обратить на Каспийское море, запасы которого оцениваются в 1 млрд тонн условного топлива. В отличие от многих других акваторий, в Каспийской уже проведена значительная часть сейсморазведки 2D и 3D поисково-разведочного бурения. Благодаря грамотно проведённому изучению потенциала из малоперспективного региона Каспий стал богатой нефтяной провинцией. 

Средства, вложенные в развитие и совершенствование процесса нефте- и газодобычи, не будут работать на 100% без соответсвующей логистической системы. Распоряжение премьер-министра вполне обосновано и позволит России играть большее значение на оегиональном и мировом рынке энергоресурсов. Сейчас Туркменистан уже стал крупнейшим поставщиком нефти для Поднебесной, безусловно, это преимущественно топливо капийского происхождения. Учитывая растущие потребности Китая в энергоресурсах и географичекую близость наших стран, Россия могла бы стать поставщиком №1 и не только для Пекина, а для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. 

Однако даже увеличив пропускную способность Волго-Каспийского канала, не стоит без оглядки гнать нефть и газ для внутренних и зарубежных потребителей, надо помнить об особенностях Каспийского моря. Во-первых, специфическое строение Каспийского моря- закрытый внутриконтинентальный солёный водоём- влечёт за собой тонкости установления международно-правового статуса. Нормы международного морского права не действуют в отношении Каспия- фактически, это не море, поскольку нет прямого выхода в Мировой океан. На сегодняшний день правовое регулирование осуществляется на основе советско-иранских договоров 1921 и 1940 годов, а также ряда соглашений: между Россией и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (от 6 июля 1998 г. и Протокол к нему от 13 мая 2002 года); между Россией и Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря (от 23 сентября 2002 года); между Россией, Азербайджаном и Казахстаном о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (от 14 мая 2003 года). Более того, до сих остаётся открытым вопрос о доле каждого из прикаспийских государств- окончательно не утверждён принцип разделения: срединная линия либо поровну по 1/5. 

Кроме того, экологическая система Каспийского миря достаточно уязвима. В акватории Каспия обитает 80% всех осетровых рыб. Более того, по оценкам специалистов, запасы энергоресурсов составляют 1/3 мировых. Этот регионн служит местом обитания и зимовки многих водоплавающих и перелётных птиц, а Северная зона Каспия имеет статус особо охраняемой природной территории. В связи с этим важна координация действий всех 5 прискаспийских государств, поскольку в случае разлива нефти состояние биосистемы будет усугубляться за счёт замкнутости водоёма. Неотъемлемым компонентом нефте- и газодобычи обязательно должен быть нулевой сброс, когда абсолютно все отходы вывозят на специальный перерабатывающий завод, расположенный на берегу. Для оптимизации процесса можно построить в этом районе предприятие по производству полипропилена подобно тому, что Владимир Путин открыл вчера в Тобольске. Большим подспорьем в вопросе сохранения экологического баланса служит федеральный закон по защите морей от нефтяных загрязнений, вступившимй в силу 1 июля. 

Каспийское море надо рассматривать не только с точки зрения дополнительных объёмов энергоресурсов, но и как площадку для международного сотрудничества с прикаспийскими государствами. Прежде всего, в вопросах организации системы транспортировки нефти и газа. С 2001 года функционирует трубопровод, соединяющий казахстанский Тенгиз с Новороссийском, по которому идёт нефть с нескольких месторождений. Однако этого недостаточно и требуется целая трубопроводная сеть. Однако развитие энергетической отрасли не должно проходить с ущербом для окружающей среды.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.