Рус | Eng

14.10.13

Газпром отказывается от проекта в Японии 

Тамара Касьянова, к.э.н. 
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» 

Отказ Газпрома от строительства газопровода в Японию может показаться странным в контексте азиатского вектора внешней политики. Однако проект может нанести урон экологической ситуации в регионе, что приведёт к заражению рыбы, в частности. 

Если рассматривать Японию как потенциального импортёра российского газа, то сотрудничество Газпрома и Токио будет взаимовыгодным. Во-первых, весь потребляемый Японией газ поставляется из-за рубежа. Во-вторых, объём потребления голубого топлива в стране составляет порядка 80 млрд м3 в год, т.е. 4-е место в мире. И что немаловажно для нашей страны, эта цифра будет только увеличиваться: отказ от атомной энергетики способствовал роста спроса на газ на 20% за 2 года. Россия за счёт поставок в Японию сможет занять нишу в Азиатско-Тихоокеанском регионе, самом ёмком и динамично развивающемся рынке. 

Но сейчас главное не упустить момент и не отдать этот сегмент другим поставщикам: государства АТР в основном закупают газ у таких азиатских партнёров, как Малайзия и Индонезия, а также Катара. Экспортные поставки России, Норвегии и Алжира прааткически полностью идут в Германию, Францию и Италию. Однако сейчас платёжеспособность европейских стран достаточно низка и ожидать бума потребления газа в ближайшее время навряд ли стоит. От поставок европейским потребителям отказываться категорически нельзя, но и о новых импортёрах надо задуматься. Очевидно, что ставку надо делать именно на Азию. 

Газпром рассматривает проект строительства газопровода в Республику Корея через территорию Китая. Южная Корея, как и Япония, относится к полным импортёрам топлива, но объёмы значительно меньше- 20 млрд м3. Чем больше партнёров среди азиатских стран будет у Газпрома, тем устойчивее будут позиции России на энергетическом рынке. Однако в отношении Сеула возникает ряд вопросов, которые нужно решить прежде, чем приступать к реализации проекта. Во-первых, ослабить политическую составляющую в процессе поставки- так или иначе газопровод будет пролегать через территорию Северной Кореи, что вызывает опасения у Юга. Хотя Пхеньян сможет значительно поправить своё экономическое положение за счёт платы за транзит в $100-150 млн в год. Для сравнения, Кэсонский технопарк, который в Сеуле считают приносит государственной казне около $40 млн. Если учесть тот факт, что 66% населения, или 16 миллионов человек, получают продовольственные дотации от государства, то предложение российского холдинга станет просто золотой жилой для партийного руководства КНДР. 

Современные технологии не стоят на месте и вполне возможно, что в скором времени разработки специалистов позволят воплотить в жизнь строительство газопроводов без урона окружающей среды и энергетический диалог России и Японии станет полноценным.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.