Рус | Eng

30.09.13

Газовый рынок АТР останется премиальным в ближайшие 2 года

Тамара Касьянова, к.э.н.
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров»

Выбор Азиатско-Тихоокеанского региона в качестве приоритетного партнёра достаточно оправдан- этот рынок самый ёмкий в мире и Россия должна занять здесь свою нишу. Ежегодно потребление природного газа в этом регионе увеличивается на 3,3%, что за период с 2012 по 2035 годы может обернуться дополнительным спросом в объеме 660 млрд м3.

Не стоит забывать, что в АТР находится самый крупный потребитель- Китай- стране с населением свыше 1,3 млрд человек постоянно требуется огромное количество энергоресурсов. Кроме того, КНР занимает 1-е место в мире по общему количеству промышленных предприятий. Сейчас власти Поднебесной, где почти 70% потребляемых энергоресурсов приходится на уголь, начинает увеличивать долю газа. Так или иначе Китай будет импортировать энергоносители, поскольку страна не может полностью обеспечить себя собственными ресурсами. Зависимость КНР от импортёров стремительно растёт: если в 2000 году страна закупала 26% потребляемого сырья, то к 2020 году этот показатель достигнет 70%.

Поставки сжиженного природного газа из США не постепенно будут терять свою конкурентоспособность из-за роста затрат на добычу и конкуренцию со стороны остальных стран. Очевидно, именно Россия имеет все шансы стать поставщиком №1 для Азиатского рынка, учитывая запасы полезных природных ископаемых и опыт работы с большими территориями. Ресурсы США (2-я позиция рейтинга) составляют всего 60% от российских показателей.

В условиях острой потребности в энергоресурсах Азия стремится реализовывать региональные проекты. Так, Китай начал импортировать газ из Мьянмы. За счёт поставок по новому газопроводу Китай сможет удовлетворить 6% своих потребностей в топливе. В перспективе здесь же планируется построить нефтепровод мощностью 22 млн тонн сырья в год. Газопровод через территорию Мьянмы сократит действующий маршрут на 1 200 км. Поставлять топливо будут с месторождения Shwe (штат Ракхайн), запасы которого оцениваются в 258 млрд м3 газа, т.е. чуть больше половины всех газовых резервов Мьянмы. Это позволит выполнить первостепенную задачу- обеспечить топливом самые экономически развитые южные провинции. Выбор Китая имеет ещё одно логичное объяснение. КНР выгодно укрепление одной из самых слаборазвитых стран, Мьянмы. Инвестируя в неё, китайцы инвестируют в развитие АСЕАН, а это стратегически важный партнёр Пекина. Благодаря таким, хоть и не масштабным проектам, некогда изолированная Мьянма становится более открытой для зарубежных инвесторов.

Укрепление сотрудничества выгодно как странам АТР, так и России. Благодаря активизации поставок газа в Азию развитие Дальнего Востока будет происходить более высокими темпами. Фактически именно этот субъект РФ представляет собой Воротами в Азиатский регион. К сожалению, в настоящее время, особенно после наводнения, в Приморье существует множество проблем, которые затрудняют работу с азиатскими партнёрами. Транспортировка энергоресурсов из Дальневосточного федерального округа была бы самым разумным и перспективным направлением, но Восток государства- «газового гиганта» и сам не обеспечен газом. Следовательно, приходится перекачивать газ из Сибири, а это не самый выгодный вариант. Выход на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона- одна из первостепенных задач России. Однако сначала надо решить глобальную проблему-полностью газифицировать собственный Дальний Восток. Без обеспечения первичными энергоносителями Приморья и Сахалина невозможно развитие АТР в целом.

Кроме того, Россия стремится закрепить за собой статус ключевого транзитного направления в торгово-экономических связях Европы и АТР. Но власти, наверно, забыли прежде построить те самые дороги, по которым и будут осуществлять перевозки. Общий уровень развития транспортной сети крайне низок, фактически, только в Приамурье, Приморье и на Сахалине есть сеть железных и автомобильных дорог. Северные же районы практически не освоены. Транспортная инфраструктура на Дальнем Востоке развита хуже всего в стране, а это осложняет логистику и значительно увеличивает транспортные расходы и, следовательно, стоимость продукции. Цифры говорят сами за себя, в среднем по России сеть дорог с твёрдым покрытием составляет 31,7 км на 1000 км², на Дальнем Востоке- 5,3 км на 1000 км².

Важно как можно оперативнее и качественнее решить внутренние проблемы, чтобы не упустить стратегически важного партнёра. Сейчас на долю АТР приходится половина мирового ВВП, а через 5 лет и вовсе будет 2/3.

В Концепции внешней политики РФ на 2013 год сказано, что значение укрепления позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе постоянно растёт. Углубление сотрудничества будет проходить как на двустороннем уровне, так и в рамках группировок G20, БРИКС, G8, ШОС и РИК (Россия, Индия и Китай).

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.