Рус | Eng

30.09.13

Система сельхозстрахования с господдержкой

Тамара Касьянова, к. э. н.
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров»

Система сельхозстрахования, осуществляемого с господдержкой, задумывалась как способ обеспечить защиту прав и интересов страховщиков, сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также государства в области страхования сельскохозяйственных рисков. Кроме того, программа направлена на модернизацию процессов сельхозстрахования в РФ, формирование прозрачной и работающей системы, а также на обеспечение финансовой устойчивости сельского хозяйства Российской Федерации и большей доступности страхования отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Система выплат сельхозстрахования, утвержденная Федеральным законом от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», строится по следующему принципу: сельхозтоваропроизводитель выплачивает 50% от страховой премии (ранее было 100%). Страховщику, в свою очередь, оказывается господдержка в размере 50% от страховой премии. Такая схема позволяет не отзывать финансовую часть земледельца в период полевых работ. Вообще, цель субсидирования страховых взносов – снизить стоимость сельхозстрахования для сельхозпроизводителей. Несомненно, в данном случае, выгодоприобретателем является сам сельхозтоваропроизводитель.

На момент 2012 года из федерального бюджета было выделено 6 млн. рублей бюджетам субъектов РФ на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей. На долю Еврейской автономной области было выделено 8170 рублей, Амурской области – 172686 рублей¸ Приморского края – 49104 руб. В 2013 году распределение субсидий из федерального в региональные бюджеты осуществляется в размере 5 млрд. рублей – в сфере растениеводства, 1 млрд. рублей – в сфере животноводства.

В случае с наводнением в Приморье, размер ущерба от которого для сельхозугодий региона превышают 11 млрд. рублей, а общий ущерб равен 30 млрд., часть компенсаций должна поступить от Резервного фонда (14 млрд руб.), часть от субсидий из регионального бюджета в соответствии с системой сельхозстрахования. Однако проблема состоит в том, те страховщики, которые ранее заключали контракты с сельхозпроизводителями, после наводнения начали разрывать контракты с клиентами и возвращать взносы, не дожидаясь заявлений о компенсационных выплатах. Такое поведение объясняется опасениями страховых компаний потерять крупные суммы. То есть, если взнос составляет не более 1 млн. рублей, страховщики обязаны выплатить около 10 млн. Очевидно, числа несопоставимые.

Стоит отметить, что действующая программа сельскохозяйственного страхования в нашей стране подразумевает оказание господдержки при страховании рисков утраты урожая культур и посадок многолетних насаждений в результате воздействия опасных природных явлений. При этом, субсидии для предоставления компенсаций могут выделяться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ при условии наличия региональной программы развития сельского хозяйства, наличия в местном бюджете бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с господдержкой сельхозстрахования. Также обязательным условием является наличие соответствия показателей, установленных региональной программой значениям показателей результативности предоставляемых субсидий. И наконец, последним условием является также наличие соответствующих нормативно-правовых актов, например, выписку о платежеспособности страховщика либо документ, отражающий информацию о перестраховании части риска страховой выплаты. Обязательно должны быть указаны сведения о доле страховой компенсационной выплаты в случае возникновения риска, переданного в перестрахование.

В ситуации с Приморьем, по мнению Российского клуба финансовых директоров, многое зависит от того, было ли зарегистрировано перестрахование между страховщиками или нет. В положительном случае, аграрии, скорее всего, смогут рассчитывать на выплаты компенсаций за последствия произошедшей катастрофы. В противном случае, учитывая то, что договоры по перестрахованию заключены не были, а также учитывая масштабы наводнения, одна страховая компания, отвечающая за риски сельхозпроизводителя, вряд ли сможет покрыть потери своих клиентов.

Система сельхозстрахования в нашей стране далека от совершенства. Важную и ведущую роль должно здесь должно играть правительство. Опыт других стран доказывает этот факт. На примере ситуации, произошедшей в Приморье в последние месяцы необходимо пересмотреть систему агрострахования, проанализировать возможные риски и проблемы, тормозящие успешную реализацию программы. Было бы полезным ориентироваться на опыт в сельхозстраховании разных стран, взять за пример наиболее эффективные системы ведения программ сельхозстрахования, проанализировать, сравнить с тем, что у нас есть, а чего нет. Так, на основе всей картины, следует решать, что хотелось бы добавить и изменить в программу, а главное – как это можно было применить к российской действительности.

За рубежом вопрос страховых выплат в сельском хозяйстве решается разными путями. Наиболее развитые схемы страхования – США, Испании и Канаде. В Индии страховых программах участвуют как правительство, так и страховщики.

В США при возникновении катастрофической ситуации застрахованные фермеры могут получить компенсацию 27-30% от стоимости сельхозугодий, которым был нанесен вред. Размер компенсации ущерба невелик, это объясняет и его стоимость – 100 долларов за все посевы одной культуры, выращиваемые на территории одного административного округа. В других государствах, например, в Мексике для определения объема компенсации пользуются индексами погоды (уровень засухи и объем выращенных культур измеряются по индексам осадков и при помощи спутников). Таким образом, индексы помогают рассчитать уровень катастрофической угрозы в разных областях страны, что более выгодно, чем выделять определенную сумму на 1 га земли.

Наиболее частый случай поддержки правительством системы сельхозстрахования – субсидирование страховых премий, а именно – компенсирование 50% от выплаченной страховой премии. Покрытие потерь при этом составляет 70%. За рубежом субсидии, предоставляемые правительством более разнообразны, чем в нашей стране. Это объясняется желанием в равной степени обеспечить страхованием представителей разных групп сельского хозяйства. Такого рода субсидии могут представлять собой, например, компенсационные выплаты за косвенные затраты, не касающиеся рисков.

Также что касается участия правительства в страховых программах, в Мексике его силами был создан фонд перестрахования для страховщиков. Это привело к положительным результатам и сделало Мексику передовой в Латинской Америке в сфере аграрного страхования. Такой пример удачно показывает, насколько важна роль государства в формировании страховой системы.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.