Рус | Eng

23.09.13

Совместное предприятие «Астык транс»

Тамара Касьянова, к.э.н.
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров»

Ключевая задача, которую хочет решить казахстанская сторона за счёт создания совместного предприятия- стабилизация международных перевозок. Для обеспечения полноценной логистики зарубеж необходимо порядка 13 000 зерновозов, т.е вдвое больше нынешнего парка. В этом плане «Русагротранс» является выгодным партнёром- в распоряжении российской компании находится свыше 30 000 вагонов-зерновозов и сдача в аренду 6 500 подвижных составов не приведёт к сбою в работе. Возникает другой вопрос, насколько рентабельны экспортные поставки зерновых из Казахстана. Республика имеет выгодное географическое положение- она граничит с самым ёмким мировым рынком, однако Китай предпочитает импортировать не из соседних России и Казахстана, а из США, Ирландии, Австралии и Канады. Перевозка зерна судном (ёмкостью в 54-60 000 т) из Австралии обходится всего в $25 долларов за тонну, а из Северной Америки - около $40 долларов за тонну, а доставка казахстанского зерна по железной дороге- все $100 за тонну. Таким образом, даже увеличение составов для транспортировки вряд ли позволят предложить торговым партнёрам более выгодные условия нежели у заокеанских поставщиков.

Приход российского оператора в Казахстан, вероятнее всего, не приведёт к монополизации рынка перевозок зерновых в Казахстане с вытекающими из этого негативными последствиями для зернотрейдеров и конечных потребителей. Во-первых, местные производители обратились к властям с просьбой предоставить для них систему льгот и преференций, чтобы избежать экспансии российских компаний. С учётом потерь, которые Казахстан несёт в рамках Таможенного союза, руководство страны должно пойти навстречу представителям АПК. Во-вторых, в этом году Россия собрала хороший урожай зерновых и все зерновозы будут востребованы и Русагротранс будет заниматься перевозками на территории собственной страны. Нежели захватывать рынок Казахстана. Более того, необходимо обеспечить снабжение зерновыми Дальнего Востока из Сибири.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.