Рус | Eng

23.09.13

РЖД приватизирует греческие железные дороги

Тамара Касьянова, к.э.н.
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров»

Приватизация такого стратегического объекта как железные дороги стала вынужденной мерой в условиях затяжного кризиса. Государство не может позволить себе содержать предприятие, которое обременяет казну, общая задолженность оператора TrainOSE превысила €11 млрд. Вырученные от продажи средства пойдут в счёт погашения государственного долга Греции. Интерес к сделке проявили несколько компаний: российская РЖД, французская SNCF, китайская COSCO, итальянская Trenitalia. немецкая Deutsche Bahn AG и румынская Grup Feroviar Roman.

Помимо дополнительного дохода, руководство страны возлагает на РЖД большие надежды по модернизации железнодорожной сети. Российский холдинг планирует превратить Грецию в транспортный и логистический центр за счёт интеграции железных дорог в портовую систему, а также создания единого трансъевразийского коридора после объединения с железнодорожной сетью Болгарии. РЖД уже реализует проекты в Сербии и Словакии, если удастся привлечь Венгрию и Болгарию, то получится связать эти 5 государств. Более того, товары, прибывшие в Грецию таким маршрутом, затем можно отправить по морю через порты, которые войдут в состав единой транспортной системы. А это откроет путь в акватории Средиземноморского и Чёрного морей, воды Индийского и Атлантического океанов. С учётом гористого рельефа и островной специфики расположения для Греции наиболее предпочтительным транспортом выступает самолёт, но предложение РЖД объединить железные дороги и морскую систему могут стать мощным импульсом развития логистики не только страны, но и всей Европы. Более того, реализация этого проекта позволит разгрузить морские пути и создать сухопутный транспортный коридор в обход проливов Босфор и Дарданеллы.

РЖД вполне сможет обеспечить перевозку 15 млн пассажиров и 4500 тонн грузов, которыми раньше занималась TrainOSE. Для сравнения, РЖД ежегодно перевозит порядка 1,3 млрд человек и 1,3 млрд тонн груза. Железнодорожный транспорт может стать более востребованным за счёт увеличения туристического потока, только российских отпускников стало на 76% больше. В финансовом вопросе РЖД тоже отвечает всем требованиям: в тендере могут участвовать компании с капиталом более €100 млн и инвестиционным фондом €200 млн; стартовая цена греческой государственной компании установлена на уровне €30 млн, ожидаемая РЖД прибыль в 2013 году составит около 1,48 трлн рублей (примерно €35 млрд).

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.