Рус | Eng

09.09.13

Ограничение поставок молдавских вин не обрушит российский рынок

Тамара Касьянова, к.э.н.
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров»

Сокращение поставок вина из Молдавии не приведёт к обвалу алкогольного рынка России. На сегодняшний день молдавское вино занимает 8% импорта в России, или 4-5% всего рынка. Для сравнения, накануне введённых ограничений в 2006 году молдавское вино занимало 50% всего импорта. От запрета молдавского и грузинского вина в большей степени выиграли российские производители- внутреннее производство выросло на 20%, однако доля импортных вин остаётся достаточно высокой. Российские предприниматели попытались заменить молдавское вино, которое составляло 99% в сегменте дешёвых вин (до 100 рублей), на столовое вино из Франции, Италии, Испании, Чили и Аргентины по цене 130 рублей. Но этот объём физически не удалось заменить да и потребитель оказался не готов платить больше на 30-40 рублей. После возвращения на наш рынок молдавское вино подорожало на 40% и уже перешло в среднюю ценовую категорию.

В течение последних 5 лет отмечено сокращение производства спиртосодержащих напитков более чем на 20%. Такая тенденция вызвана рядом изменений в экономической политике РФ. Во-первых, ужесточилась борьба с нелегальным производством и усилен контроль реализации спирта. Во-вторых, регулярное повышение акцизного сбора приводит к подорожанию продукции, следовательно, недорогие сорта вино-водочной продукции становятся менее рентабельными.

Зато производители крепких алкогольных напитков выполнили и перевыполнили план в конце 2012 года: выпуск водки и ликероводочной продукции увеличился почти на 13,5%, а коньяка и винных миксов- на 16%. Столь высокие показатели обоснованы вовсе не любовью российских потребителей к крепким напиткам, а резким ростом акцизов с 1 января 2013 года- все производители стремились в последние месяцы 2012 года работать на максимальной мощности, чтобы обеспечить себя продукцией по старым тарифам. По мнению Тамары Касьяновой, первого Вице-президента Российского Клуба финансовых директоров, по итогам года производство алкогольной продукции всё равно сократится, в том числе за счёт минимального выпуска в первые месяцы года.

Наряду с отечественными производителями теряют позиции и экспортёры. Хотя поставки крепкого алкоголя и увеличились, но это несравнимо с ростом в предыдущие годы: например, поставки виски в Россию выросли на 16,87% в 2012 году и на 66,02% в 2011 году. Подобная картина наблюдается и в других сегментах рынка алкогольной продукции. Большой тройке — Diageo, Pernod Ricard, Baccardi- не просто не удалось избежать потерь, но и пришлось сократить поставки на российский рынок. Например, если раньше в России было по большому счёту 2 рома — Bacardi и Captain Morgan, то сейчас на полках стоит множество напитков, завезённых мелкими дистрибьюторами. Эта продукция пользуется спросом среди потребителей отнюдь не благодаря высокому качеству и отличительным вкусовым характеристикам, а за счёт невысокой стоимости. Помимо этого, компании допускают и стратегические просчеты, например, Diageo в борьбе с брендом William Lawsons начал закачивать средства в собственные эконом-марки типа Bells, что в результате привело к потерям своих же более дорогих брендов Johnnie Walker Red Label и White Horse. Динамика алкогольного рынка России последних лет показывает растущий интерес российских потребителей к вину по сравнению с другими напитками. 2010 год по праву можно назвать «годом производства вина» - Россия вышла на абсолютный рекорд за последние 20 лет по производству вина (54,1 млн декалитра). Однако в отрасли сохраняется ряд нерешённых вопросов, прежде всего, дефицит сырья. К сожалению, Россия обречена на вечный импорт виноматериалов, даже если использовать все земли, пригодные по климатическим условиям под виноградники, вина в стране не хватит. Для сравнения, даже в советский период 30% виноматериала для приготовления советских вин завозилось из Алжира. Но российские виноделы упорно работают над сокращением доли импортного сырья и первые успехи уже есть. Новые инвесторы уделяют особое внимание обновлению и закладке виноградников в Краснодарском крае и Ростовской области, переоборудованию производства, а также приглашают иностранных виноделов для внедрения передового опыта и современных технологий. Повышение качества продукции представляет собой трудоёмкий процесс и требует много времени. Признание отдельных сортов российских вин международными винными экспертами- это только начало.

Несмотря на столь позитивные тенденции в сфере виноделия, потребление крепких алкогольных напитков в разы превосходит потребление вина. Одной из основных причин кроется в относительно высокой цене- стоимость вина в России до в 5 раз дороже, чем в Западной Европе и других странах. Снижение цен на вино без ущерба для предприятия практически невозможно без поддержки со стороны государства, которому развитие виноградарства и виноделия тоже на руку, поскольку отрасль создаёт большое количество рабочих мест и приносит неплохой доход в государственную казну. Серьезнейшей проблемой на пути развития российского виноделия сегодня является несовершенство законодательной базы, регулирующей рынок вина, а точнее её отсутствие. Более того, несовершенная система стандартов позволяет производить «вино» с использованием промышленных пищевых добавок и красителей, а также импортировать в Россию винную продукцию низкого качества. Для стимулирования российского виноделия нужно не так много: благоприятный инвестиционный климат, стабильное законодательное регулирование отрасли и разумная налоговая политика. Отрадно, что сейчас в России функционирует несколько федеральных центров влияния на органы власти и рынок: Союз виноградарей и виноделов России, Союз производителей игристых вин и Ассоциация импортёров вина. Кроме того, большим достижением стало признание вина в качестве продукта сельского хозяйства, а не алкогольной продукцией, как это было раньше- комментирует Первый вице-президент Российского Клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.

Таким образом, параллельно с развитием виноделия необходимо формировать внутренний спрос на вино, а в перспективе и выходить на мировой рынок. Хочется верить, что в скором времени российское вино будет не менее известно, чем традиционная русская водка.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.