Рус | Eng

23.08.13

Потребности Китая в энергоресурсах растёт не по дням, а по часам

Тамара Касьянова, к.э.н.
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров»

За последние 40 лет потребление нефти в Китае возросло более чем в 25 раз. Вполне возможно, что в течение 3-5 лет Китай станет мировым лидером по потреблению чёрного золота. Если потребление нефти останется на сегодняшнем уровне, то собственных ресурсов хватит менее чем на два десятилетия. Вполне логично, что Китай активно формирует резервный запас энергоресурсов. И мировой финансовый кризис сыграл на руку КНР- за последние 2 года цены на нефть, уголь, газ и соответствующие производственные активы опускались в 4-5 раз.

Стране с населением свыше 1,3 млрд человек постоянно требуется огромное количество энергоресурсов, кроме того, КНР занимает 1-е место в мире по общему количеству промышленных предприятий. Так или иначе Китай будет импортировать энергоносители, поскольку страна не может полностью обеспечить себя собственными ресурсами. Более того, Правительство КНР постановило создать стратегический запас нефти, что также оказывает влияние на рост импорта. Зависимость КНР от импортёров стремительно растёт: если в 2000 году страна закупала 26% потребляемого сырья, то к 2020 году этот показатель достигнет 70%.

В настоящее время Китай расширяет список партнёров по энергетическому диалогу и ищет альтернативу некоторым поставщикам. Крупнейшими экспортерами нефти в КНР выступают Саудовская Аравия, Ангола и Россия. Китай постепенно наращивает закупку иранской нефти и показатели уже приблизились к отметке, которая была до введения экономических санкций против Исламской Республики. Ежедневно из Ирана поступает 555 500 баррелей нефти. Сейчас именно Китай является крупнейшим покупателем иранской нефти, благодаря чему нефтяная отрасль восстанавливается более высокими темпами. Китай неоднократно публично выражал свое несогласие с введением санкций против Ирана, поскольку водить такие санкции в обход ООН крайне неразумно и незаконно.

Кроме того, Китай принимает активное участие в модернизации Панамского канала. Благодаря реализации этого масштабного проекта транспортировка нефти из стран Латинской Америки в КНР станет более выгодной. Так, нефтяные танкеры из Венесуэлы будут прибывать к берегам Китая за 24 дня, примерно в эти же временные сроки укладывается и нынешний маршрут из Анголы. Для сравнения, сейчас перевозка латиноамериканских энергоресурсов занимает порядка 45 дней.

В отличие от Китая, США сокращают закупку нефти. Разница между ежедневным импортом сырой нефти двух стран сейчас составляет около 3 млн баррелей, а всего год назад эта цифра была вдвое больше -6 млн. США дешевле обходится импорт нефти, чем Китаю, поставки которого ориентированы на цены нефти марки Brent. Импорт США продолжит дешеветь- внутренняя добыча обеспечивает лёгкую нефть, цена которой выше, а в структуре импорта становится больше высокосернистой дешёвой нефти. США и Китай движутся в противоположных направлениях: США ориентируются на Северную Америку как главного поставщика сырья, Китай — на Ближний Восток и ОПЕК. Вполне вероятно, что страны картеля, которые традиционно фокусировались на США, повернут потоки поставок в сторону Пекина. По предварительным оценка, к 2020 году доля нефти ОПЕК в китайском импорте возрастет с 52 до 66%, а в импорте США снизится до 33%.

Растущий спрос на нефть со стороны Китая на сегодняшний день является основным поддерживающим фактором для цен на нефть. Казалось бы, страны образуют неплохую пару: Китай- второй импортёр нефти, а Россия – второй экспортёр, обладающий 13% мировых запасов. Тем более, крупнейшие месторождения расположены на территории Сибири и Дальнего Востока, что делает логичным поставку ресурсов в Китай, а не на Запад. Энергоресурсы, таким образом, транспортируются на короткое расстояние и имеют низкую себестоимость. Для Китая сотрудничество с Россией выгодно ещё и потому, что нынешние основные партнеры находятся на большом удалении и нефть приходится доставлять морем. Соответственно, наша страна может стать надёжным партнёром Китая по энергодиалогу.

С таким же успехом КНР мог бы импортировать и газ из Приморья, но Восток государства- «газового гиганта» и сам не обеспечен газом. Следовательно, приходится перекачивать газ из Сибири, а это не самый выгодный вариант. Выход на перспективный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона- одна из первостепенных задач России. Однако сначала надо решить глобальную проблему-полностью газифицировать собственный Дальний Восток. Без обеспечения первичными энергоносителями Приморья и Сахалина невозможно развитие АТР в целом.

Рынок Азиатско-Тихоокеанского региона- самый ёмкий в мире и Россия должна занять здесь свою нишу. Так или иначе тот же самый Китай будет импортировать энергоносители, поскольку страна не может полностью обеспечить себя собственными ресурсами. По прогнозам, к 2020 году Китай будет потреблять 200 млрд м3 и 60% придутся на внутренние источники. Ежегодно потребление газа в Поднебесной будет расти в среднем на 6,8 %.

Очевидно, именно Россия имеет все шансы стать поставщиком №1 для Азиатского рынка, учитывая запасы полезных природных ископаемых и опыт работы с большими территориями. Ресурсы США (2-я позиция рейтинга) составляют всего 60% от российских показателей. Обладая такими ресурсами, обидно стоять в стороне и наблюдать за Ближним Востоком, Северной Африкой и Австралией как за экспортёрами. Ещё обиднее проигрывать тендеры на поставку энергоресурсов. Но из любой ситуации надо вынести урок, осознать и ликвидировать причины неудачи. В данной случае напрашивается реплика «Сначала надо навести порядок у себя, а потом уже замахиваться на международный рынок». Стыдно, когда у безоговорочного лидера по запасам голубого золота, 3-го добытчика золота, жители 40% территории не имеют доступа к газу. Словом, России есть над чем поработать.

 Потребности Поднебесной в энергоресурсах растёт с поразительными темпами. В 70-80-е годы ХХ века Китай был крупным региональным экспортёром нефти, превратившись в импортёра в 1993 году. Спустя всего 10 лет он уже обогнал по объёмам импорта Японию, выйдя по этому показателю на 2-е место в мире.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.