Рус | Eng

23.08.13

Авиаперевозки в Сомали набирают обороты: стоит ли игра свеч?

Тамара Касьянова, к.э.н.
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров»

Действительно, по информации канала CNN, авиационная отрасль в этом опасном регионе испытывает серьезный подъем: столичный международный аэропорт Могадишо Аден Абдулле, который по существу перестал действовать еще до 2010 года из-за многолетней гражданской войны и террора, принесенных в страну протеже Аль-Каиды - террористической группировкой Аль-Шабаб, начал расширяться. До этого авиаузел представлял собой всего лишь посадочную полосу, но на сегодняшний день аэропорт циркулирует более 35 рейсов в день.

Враждебная группировка была вытеснена из страны 2 года назад, что позволило местным предприятиям восстановить свою работу, а Аден Абдулле усилить меры безопасности, которая на сегодняшний день находится в компетенции гражданской авиации Сомали, Метеорологической Администрации, местной полиции и агентства национальной безопасности. В группу протекции также входит Миссия Африканского Союза в государстве.
Стоит отметить, что хаб защищен военным подразделением, численностью в 18 000 человек, и сам аэропорт оснащен рентгеновскими аппаратами, а также несколькими пунктами досмотра для обеспечения безопасности пассажиров. Данные меры вселили уверенность как в национального авиаперевозчика Сомали – Jubba Airways, так и в его коллег из соседних стран – African Express и Fly540, которые теперь совершают перелеты по всей стране. Примечательно, что в прошлом году, один из крупнейших европейских коммерческих авиагигантов, Turkish Airways, начал свою деятельность в сомалийской столице, и это может означать, что список авиакомпаний на табло вылета-прилета в этом африканском авиахабе в скором времени может пополниться другими международными перевозчиками.

Однако, не стоит недооценивать криминогенную обстановку в Сомали, где насилие стало уже повседневной реальностью: Аль-Шабаб все еще терроризирует мелкие города и контролирует сельские районы на юге и в центральной части Сомали.
По сообщению BBC, 21 августа этого года столице государства была обстреляна машина, в которой ехала шведский политик Анн-Маргретта Лив, которая является членом руководства левой партии Швеции. Г-жа Лив, прибывшая в страну для чтения лекций о демократии, получила ранения, а сопровождавшие ее двое сомалийцев были убиты.
Также, на прошлой неделе благотворительная организация "Врачи без границ" заявила о закрытии своих программ в Сомали из-за постоянных нападений на ее сотрудников, похищений членов организации, а также уничтожения оборудования, необходимого для оказания помощи мирному населению государства.
Власти Великобритании в последнее время обеспокоены тем, что денежные средства, направляемые в африканскую страну для поддержки населения, в последнее время все чаще оседают в руках бандитов, не доходя до своего конечного получателя.

- В ближайшем будущем авиалинии, обратившие свой взор на сомалийцев, не будут испытывать недостатка в спросе на пассажирские места в своих самолетах по простой причине: пока в стране господствуют террористические группировки, передвигаться по суше или, что еще опаснее, по морю, просто не будет представляться возможным. В новостях и СМИ все так и продолжают возникать сообщения об очередном пиратском нападении уже легендарных сомалийских пиратов на мирные суда, захваты и убийства их экипажей. От печальных фактов никуда не деться, - комментирует Первый Вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.
На суше продолжается беспредел: обстрелы и нападения как на дорогах, о состоянии которых даже не может идти и речи, так и на улицах городов.
Как ни печально, но авиатранспорт остается единственным и надежным средством передвижения даже внутри страны, и граждане Сомали готовы платить большие деньги лишь бы остаться в живых и добраться до точки назначения. Интересен факт, что, несмотря на рост конкуренции среди авиаперевозчиков, работающих в стране, цены на авиабилеты остаются удивительно высокими – это своеобразная стоимость, в которую входят несколько составляющих: компенсация риска и стимул для экипажа, высокая стоимость обслуживания и ремонта самолетов.
Но, тем не менее, как показывают факты, пассажиропоток в ближайшее время имеет все шансы увеличиться, а отсутствие инфраструктуры и стабильности в стране будут только способствовать росту прибыли авиакомпаний, - подытоживает Тамара Александровна.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.