Рус | Eng

23.08.13


Венесуэла платит нефтью по долгам

Тамара Касьянова, к.э.н.
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров»

Оплата кредитов нефтью, а не живыми деньгами, выгодна как для Венесуэлы, так и для Китая.

Совсем недавно Венесуэла отобрала у Саудовской Аравии звание обладателя крупнейшими объёмами доказанных запасов нефти. Смена лидера произошла после того, как огромные запасы тяжёлой нефти пояса Ориноко признали доступными для разработки. Однако разработка этих скважин трудоёмка и потребует колоссальных инвестиций, которых у Венесуэлы сейчас нет. Пока рентабельность месторождений не доказана, фактически запасы остаются недоступными. Даже несмотря на это, Венесуэла занимает прочные позиции на мировом нефтерынке: Венесуэла- член ОПЕК и один из крупнейших производителей нефти в мире. В 2012 году в недрах Венесуэлы залегало 296,5 млрд. баррелей чёрного золота, или 18% мировых запасов. Венесуэла занимает 5-ю строчку среди мировых экспортёров, причём добытых за сутки 3 млн баррелей нефти 2,5 млн отправляется на экспорт, главным образом в США и Китай.

 Стране с населением свыше 1,3 млрд человек постоянно требуется огромное количество энергоресурсов, кроме того, КНР занимает 1-е место в мире по общему количеству промышленных предприятий. Так или иначе Китай будет импортировать энергоносители, поскольку страна не может полностью обеспечить себя собственными ресурсами. Более того, Правительство КНР постановило создать стратегический запас нефти, что также оказывает влияние на рост импорта. Зависимость КНР от импортёров стремительно растёт: если в 2000 году страна закупала 26% потребляемого сырья, то к 2020 году этот показатель достигнет 70%.

Сотрудничество Венесуэлы и Китая носит стратегический характер. Ещё недавно присоединение Венесуэлы к сети энергетической безопасности выглядело абсолютно нереальным. Единственный логистический маршрут для транспортировки нефть из Латинской Америки в Китай –морские перевозки, однако ближайший морской путь пролегает через Панамский канал, который непроходим для крупных танкеров. Кроме того, ранее канал принадлежал США, которые вряд ли позволили бы Пекину и Каракасу развивать энергетический диалог. В результате нефть доставлялась в Китай по морю через Атлантический и Индийский океаны за 45 дней, а из-за логистических издержек цены взлетали в разы. Однако с конца 1990-х ситуация изменилась: в 1999 году Правительство США окончательно передали Панамский канал во владение властям Панамы, которые сразу же объявили тендер на управление портами. Таким образом до 2020 года хозяйкой инфраструктуры канала стала гонконгская фирма Hutchison Whampoa.

Именно владелец этой компании пролоббировал проект модернизации канала. Реконструкция канала позволит пропускать сверхкрупные танкеры водоизмещением до 170 000 тонн, что существенно сократит время доставки венесуэльской нефти в Китай, а объёмы поставок увеличатся до 1 млн баррелей в сутки. В перспективе нефтяные танкеры из Венесуэлы будут прибывать к берегам Китая за 24 дня, примерно в эти же временные сроки укладывается и нынешний маршрут из Анголы. Таким образом, в финансовом плане Пекин ничего не потеряет.

Неподдельное беспокойство по поводу панамского мега-проекта выражают США, которые опасаются, что Панамский канал перетянет на себя часть грузопотоков из Азии. Хотя Штаты сомневаются в целесообразности столь масштабного проекта, но модернизации Панамского канала никак не препятствуют. Несомненно, расширение канала сыграет на руку США- через него проходит 16% торговых грузоперевозок США между побережьями страны, поэтому канал можно смело назвать даже не международным, а американским. Кроме того, после реконструкции Панамский канал сможет принимать лишь сверхкрупные океанские танкеры, но далеко не все азиатские государства владеют суднами такого типа.

Укрепление отношений с Венесуэлой полностью вписывается в рамки политики Пекина по усилению китайского влияния в Латинской Америке. Причём Китай сотрудничает со странами зелёного континента не ограничивается энергетической сферой. Например, каждый год министерство образования КНР за свой счет приглашает учиться в Китай тысячи студентов из Латинской Америки, прежде всего из Венесуэлы и Мексики.

Фактически поставки из Венесуэлы могут стать полноценной альтернативой ближневосточной нефти для Китая. Если объём поставок достигнет показателя 1 млн баррелей в сутки, то переориентация экспорта нефти с США на Китай вполне вероятна. А если Панамский канал будет пропускать танкеры в 300 000 тонн, то венесуэльская нефть может оказаться даже выгоднее, чем российская. Такой вид сотрудничества между странами показывает, что всегда стоит искать наиболее выгодные формы взаиморасчёта и деньги не всегда решают всё.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.