Рус | Eng

12.08.13

Восточнобережный нефтепровод компании TransCanada изменит динамику торговли

Тамара Касьянова, к.э.н.
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров»:

Как сообщает американская деловая газета MONEYNEWS, планируемый нефтепровод длиной в 2700 миль (4400 км), по которому потечет сырая нефть от канадской энергетической провинции Альберта на нефтеперерабатывающие заводы и порты на восточном побережье, имеет серьезный потенциал для подъема динамики североатлантической нефтяной торговли, вытесняя при этом сырую нефть, импортируемую в Северную Америку. REUTERS напоминает, что канадские НПЗ на востоке страны, импортируют около 700 000 баррелей в день из Северной и Западной Африки и Латинской Америки, так как собственные нефтяные запасы Канады находятся в обширной лесной глуши на дальнем западе страны. В случае, если строительство нефтепровода будет завершено в срок, Африке и Латинской Америке придется найти новый рынок сбыта для своих топливных продуктов к 2017 или 2018 году.

Итак, какую пользу сможет принести Канаде эта новая нефтемагистраль?

Восточнобережный нефтепровод также может укрепить статус нефти Brent (эталонного сорта нефти, добываемый в Северном Море) в качестве маркерного, против которой такие гиганты как Саудовская Аравия формируют ценообразование на экспорт, ориентированный на запад.

Масштаб строительства нефтепровода в $12 млрд. и мощность нового нефтепровода в 1,1 млн. баррелей в сутки трудно преуменьшить: будь он построен в Соединенных Штатах, то смог бы перекачивать сырую нефть из Калифорнии в Нью-Йорк. При такой пропускной способности новая нефтемагистраль смогла бы обеспечить 6% ежедневного потребления нефти США, или, другими словами, имеет возможность транспортировать 30% от общей суточной добычи нефти в Канаде.

Первый Вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова считает, что новая нефтемагистраль сможет обеспечить рабочими местами не только людей, живущих рядом с местами пролегания трассы нефтепровода, но и станет серьезным толчком к оживлению обслуживающих ее НПЗ, некогда испытывавших финансовые трудности. Здесь нужно отметить, что тщательное соблюдение всех норм безопасности имеет огромное, жизненно-важное значение.
Еще один очень важный момент: необходимость нефтепровода обретает все более важное значение, особенно в свете недавно произошедшей трагедии, унесшей жизни 47 человек: крушение поезда, перевозившего 73 цистерны с нефтью, произошло в городе Ляк-Мегантик в 250 километрах от Монреаля. На месте аварии вспыхнул пожар, который перекинулся на близлежащие дома и был потушен только через два дня.

Восточнобережный нефтепровод также поднимет тему другого проекта TransCanada - нефтепровода Keystone XL стоимостью $5,3 млрд., который смог бы расширить свою способность транспортировать нефтяное сырье на НПЗ американского побережья Мексиканского залива в объеме 830 000 баррелей в сутки, до сих пор не может стартовать после многих лет надежд на утверждение со стороны Вашингтона, решение о котором, возможно будет принято в конце этого года.
Согласно TransCanada, один проект не заменяет других, а также, что компания имеет долгосрочные обязательства по Keystone XL, который всегда был предназначен для перевозки тяжелой сырой нефти с месторождений нефтеносного песка.

- Относительно этого проекта следует отметить, что правительство Барака Обамы имеет свои причины, откладывая его рассмотрение. Дело в том, что рост выбросов парниковых газов в секторе битуминозных песков является главным препятствием для Канады, которое не позволяет стране выполнить свои обязательства по сокращению выбросов к 2020 году до 17% от уровня 2005 года. Как и следует ожидать, Keystone XL теперь является целью постоянных нападок защитников природы и экологов, утверждающих, что увеличение производства нефтяной промышленности в результате реализации этого проекта, увеличит выбросы парниковых газов в разы. Поэтому правительству Канады следует серьезно взяться за решение этого вопроса, иначе проект рискует остаться в архивах, а США так и будет продолжать вкладывать огромные средства на изменение и приспособление инфраструктуры к ландшафту, возникающему в результате деятельности нефтяной промышленности, в то время как компании-подрядчики тратят миллиарды долларов на строительство новых трубомагистралей или изменение направление старых, - комментирует Тамара Касьянова.

- В том случае, если проект, тем не менее, получит одобрение США, строительство нефтемагистрали позволит Северо-Американскому континенту в значительной мере обособиться в плане нефтяных ресурсов и уменьшить затраты на импорт сырья из других стран. В то же время влияние, которое Америка в последнее время рьяно пытается завоевать на востоке – в нефтяных государствах как Сирия, Ливия, показывает, что США стремится выйти на прибыльные европейские и азиатские рынки, которые представляют собой крупнейших потребителей «чёрного золота» и газа, за счет ресурсов Ближнего Востока. В этом случае США сможет потеснить таких гигантов как Shell, Газпром, Тоталь, Татнефть, Союзнефтегаз и ряд других крупнейших корпораций, при этом пользуясь канадскими ресурсами, за которыми не нужно далеко ходить и дорого за них платить, - подытоживает Тамара Касьянова.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.