Рус | Eng

24.06.13

Сегодня в России наиболее активно обсуждается введение налога на роскошь - соответствующее изменение в налоговом кодексе Российской Федерации планируется ввести в действие уже с начала 2014 года. В соответствии с данной мерой будут введены дополнительные налоговые ставки на роскошные авто и элитную недвижимость, что естественно вызывает как одобрение, так и осуждение со стороны различных слоев населения нашей страны, так как в России четкого определения «роскоши» для людей с различными уровнями дохода не существует.

Так сможет ли налог на сверхприбыль поправить экономическое положение в стране, как того ждут представители власти, как это уже давно происходит в некоторых иностранных государствах, и что именно подразумевает под собой понятие «роскошь» в России?

Напомним, что ввести налог на роскошь Владимир Путин предложил еще в 2012 году в ходе своей предвыборной кампании. Однако по этому вопросу разгорелись бурные дискуссии, основной причиной которых стала полемика о том, что в России можно считать роскошью.

По информации РИА Новости от 30.04.2013 в своем интервью глава комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский отметил, что действие закона будет касаться, прежде всего, очень дорогих автомобилей (свыше 5 миллионов рублей), яхт, частных самолетов, дорогой заграничной собственности и при этом добавив, что под действие налога на роскошь могут подпадать также большие земельные участки с располагающимися на них крупными (площадью свыше 1 тысячи квадратных метров) объектами недвижимости. Однако пока критерии оценки не выработаны, оговорился сенатор.

Согласно предложениям Минфина по налогу на дорогую недвижимость, на объекты стоимостью больше 100 млн рублей должен быть установлен налог в 0,05% от кадастровой стоимости недвижимости. Если цена объекта составляет от 100 до 300 млн рублей, ставка налога должна быть 0,1%, а при цене свыше 300 млн. рублей – 0,3%.

Как показывает опыт зарубежных государств, налог на роскошь приобретает все большее распространение, однако следует учесть, что в каждой стране существуют различные понятия того, что называется роскошью.
Российский Клуб Финансовых Директоров попытается рассмотреть особенности данного Налогового законодательства на примере стран южной и северной Америки, а также Австралийского континента:

Например, по информации русской службы Би-би-си, налог на роскошь в США, введенный в 1991 году, был ликвидирован двумя годами позже. Спрос на товары класса "люкс" оказался, как выражаются экономисты, эластичным, а их производство – нет. Налоговые поступления были разочаровывающими, и средства к существованию простых людей которые зарабатывали на жизнь, продавая "предметы роскоши" были подвержены негативному влиянию. В итоге производители были вынуждены сокращать рабочие места, и деньги государства, полученные от налога на роскошь, ушли на пособия безработным ювелирам и корабелам.
В течение года продажи упали 70 процентов, и многие фирмы были вынуждены увольнять рабочих и даже объявлять о банкротстве. Большое количество рабочих потеряли свои рабочие места. Также, сохраненный в США налог на дорогие автомобили просуществовал до 2005 года. В 2009 году было предложено ввести налог на роскошь на дорогие самолеты (от 500 тыс. долларов), яхты (от 200 тыс. долларов), автомобили (от 60 тыс. долларов) и драгоценности (от 20 тыс. долларов). Однако, несмотря на сложную экономическую ситуацию, закон не был принят. На данный момент, несмотря на сложную экономическую ситуацию, это государство не спешит вводить дополнительные налоги для миллионеров.

В Мексике специальным налогом облагаются владельцы дорогих автомобилей. Так, если стоимость автомобиля превышает 200 000 долларов, то взимается пятипроцентный налог, такой же ставкой облагается покупка икры, которая считается деликатесным товаром.

В Австралии налог на роскошь с 2012 года применяется только к дорогим автомобилям, стоимость которых превышает установленный порог в $ 59,133.00 AUD (около 1820 000 руб. по курсу ЦБ на 04.06.13), и составляет 33 %. Налог на дорогие автомобили распространяется как на новые авто, проданные внутри страны, так и на машины, импортированные из-за рубежа.

Эксперты Российского Клуба Финансовых Директоров также обратились к данным российской интернет-газеты «Вести» для создания более полной картины положения некоторых европейских и азиатских государств, которые активно применяют налогообложение на имущество и услуги, относящиеся в их понимании к роскоши:

В Великобритании собственники недвижимости стоимостью более миллиона фунтов ежегодно отдают государству 5%. А при покупке недвижимости взимается основной налог в размере 40% от размера прибыли, если данный объект недвижимости не является основным местом проживания продавца.

Граждане Франции, обладающие недвижимостью дороже 1.3 млн. евро должны платить специальный налог, стартующий от 0.25% и достигающий 0.5% для особняков, стоимость которых превышает 3 млн евро. Особенно жестко эта мера бьет по карману французских дворян, которые из-за высокого налогообложения своих родовых поместий и замков уже не в состоянии их содержать. Интересным фактом является то, что налогом на роскошь во Франции и многих других странах мира облагается проживание в дорогих отелях.

В Китае налоги на роскошь распространяются на любые товары, которые формально можно отнести к классу «люкс»: дорогие часы, и парфюмерия, и одежда, и вино, и электроника. Если говорить о машинах, то, например, Мерседес S600 стоит в Китае примерно $350 тыс. против $120 тыс. в США. Кроме того, введен и налог на недвижимость: 10-15% в казну должны отдать те, кто перепродают дом, купив его менее двух лет назад.
Любопытен факт, что в Таиланде налогом на роскошь называют налог на пользованием интернетом - 30 долларов в месяц.

В настоящий момент в Российском обществе наиболее активно обсуждается налог на роскошные автомобили.
По сообщению ИТАР-ТАСС 30 мая этого года депутаты Госдумы от Общероссийского народного фронта (ОНФ) внесли поправку, предусматривающую снижение с 5 до 3 млн руб минимального порога стоимости автомобилей, с которых будет взиматься налог на роскошь.

Первый Вице-президент Российского Клуба Финансовых Директоров Тамара Касьянова, рекомендует для начала четко выработать критерии для определения «роскошь» для современного российского общества, принимая во внимание доход и потребности всех слоев населения нашей страны.

Например, для безработного человека автомобиль за 1 млн. рублей может являться роскошью, так как основной его задачей является поиск денег на пропитание и оплату коммунальных услуг. Также, если взять человека, который всю жизнь вел скромный образ жизни, исправно платил налоги, и ему удалось накопить средства для приобретения хорошего автомобиля, допустим, 3 млн. рублей – стоит ли наказывать его за то, что он вот-вот осуществит свою мечту? - комментирует Тамара Касьянова.

Руководство Российского Клуба Финансовых Директоров считает, что налоги на роскошь нужно вводить постепенно. В частности, для автомобилей класса «люкс» сначала принять планку в 5 млн. рублей, затем, за 2-3 года поняв, как будет происходить внедрение закона на практике, при необходимости понизить её до 4 млн. рублей, далее до 3 млн. рублей.

Относительно вопроса о «роскошном» налоге на недвижимость – у Российского Клуба Финансовых Директоров встает вопрос о том, при каких условиях какую недвижимость можно считать роскошью?
Может ли просторная трехкомнатная квартира на окраине Москвы считаться роскошью, если в ней живет многодетная семья? Являются ли жильцы коммунальной квартиры в пределах Садового кольца, где площадь квартиры более 200 м2, обладателями дорогой недвижимости? Что будет с жильцами, не являющимися "достаточно богатыми", чтобы полностью выплачивать повышенный налог?
Руководство Российского Клуба Финансовых Директоров уверенно, что именно из-за таких нюансов и возникает необходимость более детально прописать критерии, по которым будет определяться «роскошь», особенно в жилищной сфере.

Далее, как показывает зарубежный опыт, высокие налогообложения на роскошь приводят к оттоку капитала из страны и появлению новых способов уклонения от их уплаты. Состоятельные граждане могут потратить свои деньги за рубежом, где во многих странах существует более благоприятный налоговый климат, например на покупку недвижимости, товаров класса «люкс» (брендовую одежду, ювелирные изделия, антиквариат), регистрируя элитное имущество или транспорт на офшорах.

Действительно, людям, которые в состоянии покупать «роскошь» праведным и законным путем, мы должны позволить это делать внутри страны, а не на международном уровне. Покупательская способность состоятельных людей поможет возродить отечественную экономику, при этом способствуя распределению богатства и установлению социального баланса, - подытоживает Первый Вице-президент Российского Клубы Финансовых Директоров Тамара Касьянова.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.