Рус | Eng

04.09.14

Интеграция Крыма в налоговую систему России

Тамара Касьянова, к.э.н.

Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров»

налоги.jpgДо конца 2014 года в Крыму будет действовать налоговый кодекс Украины, и налоги на полуострове будут оставаться чуть выше, чем в среднем по России. Если же российские власти примут решение создать в Крыму особую экономическую зону (ОЭЗ), это существенно улучшит условия ведения бизнеса в регионе, поскольку в этом случае возможно снижение налога на прибыль до 2% и обнуление налогов на имущество, транспорт и землю.

Первое преимущество, которое получат крымчане перед жителями Украины это снижение подоходного налога для физических лиц. По украинскому законодательству, ставка НДФЛ составляет 17% (если доход не превышает 10 МРОТ, то 15%), и сейчас Киев планирует ввести прогрессивную шкалу. В России пока плоская шкала подоходного налога - 13%. Что же касается бизнеса, то самым главным плюсом будет открытие границы с Россией и исчезновение таможенных платежей. Более того, поскольку Россия входит в Таможенный союз, крымские компании автоматически смогут беспошлинно поставлять свои товары еще в два государства - Казахстан и Белоруссию, а в скором времени - и в Армению с Киргизией, которые также могут присоединиться к ТС. По налогу на прибыль и НДС ставки в соседних государствах близки. Первый чуть выше в России - 20% против 19% на Украине, по второму ситуация обратная - 18% против 20%. Налог на имущество тоже почти одинаков. Правда, в России налоги на недвижимость и другие обязательные платежи испытывают тенденцию к росту. Однако это не столь существенно на фоне слома всей экономической модели Крыма и ориентации его на Россию.

В целом налоговая нагрузка на субъекты хозяйствования в России немного ниже за счет единого социального налога. Его ставка в России - 30%, а на Украине ставки колеблются от 36,76% до 49,7%. Но ставки единого социального налога в России (в части отчислений в пенсионный фонд) - прогрессирующие, изменяются в зависимости от величины базы налогообложения. Системы налогообложения малого и среднего бизнеса схожи, хотя и есть некоторые различия. Например, в России предусмотрено лишь 2 варианта налогообложения по упрощенной системе: 6% с оборота или же 15% с прибыли малого предприятия, причем ставка может меняться в интервале 5-15% в зависимости от вида деятельности. На Украине же существует несколько вариантов налогообложения по упрощенной схеме. В зависимости от годового оборота организации, налог с оборота составляет 3-5% для плательщика НДС, а для неплательщика - 5% или 7%. Еще один вариант предусматривает, что организация может работать на общих основаниях и платить налог на прибыль по ставке 18% или ниже, в зависимости от вида деятельности.

Основная проблема, к которой предстоит подготовиться в случае перехода с украинской системы налогообложения на российскую, - это различия в бухгалтерском и налоговом учете, что в первое время создаст массу трудностей организациям в связи с нехваткой квалифицированного персонала. Также необходимо будет разобраться со всеми нюансами, связанными с формой отчетности, сроками сдачи отчетности и уплаты налогов.

Не исключено, что на первых порах малый бизнес в Крыму не будут сильно реформировать, приводя к общероссийским стандартам, - ведь он и без того сильно пострадает от фактической блокады со стороны Украины. Одной из основных проблем станет переход прав собственности и связанные с этим платежи. Что касается идеи создания в Крыму игорной зоны, это чревато криминализацией экономики полуострова. В условиях, когда присоединение Крыма признают далеко не все государства, привлечение инвестиций будет крайне сложным вопросом, и в Крым пойдут не совсем чистые деньги. Развитие Крыма всецело ляжет на российские власти. В результате, придется обходиться своими силами, без привлечения иностранных консультантов. Уже сейчас можно увидеть, что в Крыму повторяется «эффект Сочи», когда предварительные оценки затрат оказываются сильно заниженными, и в итоге требуется все больше и больше средств и усилий, чтобы добиться положительного результата.

Источник: Аналитическая служба

Российского клуба финансовых директоров 

Справка:

Современная налоговая система России

Первые прообразы современной налоговой системы в нашей стране появились в конце 9 века, когда основным источником доходов казны стала дань — прямой налог, собираемый с населения. Многие эксперты сходятся во мнении, что дань собиралась для содержания войска, которое защищало население и место жительства людей. После этого в течение многих веков инициировались и упразднялись разнообразные сборы, которые в настоящее время формируют налоговую систему нашей страны.

Если анализировать современную налоговую политику, действующую в нашей стране, то она начала формироваться относительно недавно. В 1986 году в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 года «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 года, граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учётом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 года «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:

а) Закон СССР от 26 мая 1988 года «О кооперации в СССР»;

б) постановления Совета Министров СССР:

· «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» от 13 января 1987 года;

· «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;

в) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 года «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»;

г) постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 года «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 года установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 года «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

Внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 года «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 года было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

В 1991 году налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».

В 1990 году в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 года — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 года — Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 году указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

После образования современной России, основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской Федерации формировались в октябре — декабре 1991 года.

Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 года были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 года приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 года.

Кроме того, в 1992 году было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.

В 1998 году принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 году - отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 года о соответствующих налогах.

В июне 2003 года Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

В марте 2004 года в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.

Косвенные налоги в России

Государство, организуя и вырабатывая свою политику, формирует свои финансовые ресурсы, делая это посредством сбора налогов. Налоги в данном порядке выступают, как гибкий инструмент проведения экономической политики. Он позволяет регулировать развитие разных отраслей промышленности, балансировать платежный спрос.

Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги платят непосредственно граждане, а косвенные уже заложены к цене товаров и услуг. Ставки налогов выступают неким балансом между сдерживанием инфляции и стимулированием производства.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Следовательно, формально косвенный налог уплачивает владелец (продавец) товара, реально — его покупатель.

Прямые основные налоги включают в себя налог на доход физических лиц (13%), отчисления в Пенсионный фонд (26%), Фонд социального страхования (2,9%), Фонды обязательного медицинского страхования (5,1%), а также оплату НДС (18%).

Кроме того, граждане оплачивают акцизы, размер которых варьируется и может доходить до 50%; транспортный налог; налог на недвижимость; налог на наследство и ряд других косвенных налогов. Исходя из вышесказанного, сумма, которая перечисляется в бюджет города и страны составляет до 50% от реального заработка человека.

Налоговая система стран СНГ

После распада СССР перед республиками встал вопрос как организовать свои экономические системы. При проведении налоговых реформ страны СНГ на первоначальном этапе широко использовали опыт России, но в дальнейшем направления осуществления реформ значительно различались. Значительные изменения в налоговые системы стран внесены в период с середины 1990-х по 2001 год.

В странах СНГ наблюдается тенденция снижения ставки налога на прибыль организаций с целью легализации реальной прибыли хозяйствующих субъектов. Например, в Киргизии основная ставка установлена в размере 20%, в России и Белоруссии — 24%, в Казахстане, Таджикистане, Украине прибыль юридических лиц облагается по ставке 30%. Таким образом, сохраняются существенные различия и в ставках налога. Следует учесть, что доходы иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность не через постоянное представительство, облагаются по ставкам, отличным от основной. Так, юридические лица-нерезиденты, не имеющие постоянного учреждения в Беларуси, уплачивают налог по следующим ставкам: с роялти, доходов в виде процентов и дивидендов — 15%; с доходов от долговых обязательств любого вида — 10%; с доходов по фрахту, от оказания транспортных услуг при осуществлении международных перевозок — 6%.

Многие члены СНГ постепенно снижают ставки подоходного налога с физических лиц. Как показывает практика, введение плоских ставок с одновременной отменой большинства льгот и, следовательно, расширением налоговой базы, принятием мер по повышению эффективности налогового администрирования и налоговой дисциплины позволило увеличить налоговые поступления в бюджет.

Несмотря на наличие различных объединений бывших советских республик, центральным звеном интеграции стал Таможенный союз. Следовательно, налоговые системы России, Белоруссии и Казахстана в наибольшей степени гармонизированы. Режим беспошлинной торговли может привести к серьёзным проблемам с расчётом и сбором налогов, поэтому требуется единый подход всех 3 стран. Наиболее унифицированный налог в рамкахТаможенного союза -налог на имущество юридических лиц, взимаемый во всех странах. Ставка налога достаточно низкая и составляет в Беларуси и Казахстане 1%. ВРоссии максимальная ставка составляет 2,2%, в пределах которой органы власти субъектов РФ могут устанавливать конкретный размер ставки. 


© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.