Рус | Eng

07.08.14

Тамара Касьянова, к.э.н.

Первый Вице-президент общероссийской организации «Российский клуб финансовых директоров»

Для компании Coca-Cola российский рынок является одним из самых приоритетных направлений, и среди крупнейших мировых рынков он занимает почетное 10-е место. Поэтому потеря позиций на нем сулит компании серьезные убытки, а в купе с введением санкций Россия и вовсе становится местом с неблагоприятными условиями для ведения собственного бизнеса.

Сейчас из введенных санкций в отношении банка «Россия», компания отозвала рекламу с 4-х российских каналов, связанных либо с этим финансовым институтом, либо с Минобороной (телеканал «Звезда»). Всего на рекламу в России американцы выделили 2,5 миллиарда рублей, из которых 150-200 миллионов приходятся на эти 4 канала.

Следовательно, доходы наших телеканалов с рекламы американской компании сократятся на 10% процентов, что негативно скажется на обеих сторонах контракта. При этом, за его разрыв, скорее всего, на Coca-Cola будет наложен внушительный штраф, однако она все равно сможет сэкономить, отказываясь от неэффективной рекламы.

Вообще, Coca-Cola в последнее время терпит в России убытки – так за 1-ое полугодие компания потеряла 25 миллионов долларов. Причиной тому, отчасти, стало производство натуральных соков, которые стоят достаточно дорого, и лишь небольшая часть населения России может себе позволить регулярно их покупать. К тому же, российские потребители не считают натуральный сок продуктом первой необходимости и отдают предпочтение нитратам, которые дешевле.

Однако натуральные соки и минеральная вода для здоровья более полезны, нежели газированные напитки. Многие страны уже давно ведут борьбу за здоровье нации, на уровне законодательства.

Например: Дания ввела налог на продукцию СОСA- СОLA из-за чрезмерного содержания сахара. Акциз взимается в зависимости от концентрации сахара — от 0,10 долларов до 0,28 долларов за литр. Уже давно признано, что сладкая газировка, кока-кола в частности, служит основной, если не главной, причиной ожирения и связанных с ним болезней — рака, инфаркта и других. Больницы и хирургические отделения отмечают резкий рост ампутации конечностей из-за обострения диабета особенно у молодежи, которая не осмотрительно потребляет газированные сладкие напитки. Дания не только таким образом забоится о здоровье граждан, но и пополняет бюджет своей страны.

Например, за счёт акцизов на мороженое власти Финляндии рассчитывают получать ежегодно порядка €100 млн. Дания оценила доход от роста цен на продукты жирностью более 2,3% в €300 млн, но ожидаемого эффекта не получила. За год «вредная еда» подорожала на 9%, в результате госбюджет получил около €160 млн, но местные производители понесли большие потери. Меньшая прибыль означает сокращение налоговых отчислений от бизнеса. Более того, люди начали ездить в Германию за продуктами. Власти страны отменили налог спустя год. Предпочтения датчан сильно не изменились- граждане продолжали покупать привычные продукты. По мнению экспертов, реально отказаться от вредных продуктов потребителей заставит повышение цен на 17,5-28%.

Выбор сегмента газированных напитков для привлечения дополнительных средств в казну выглядит и как посягательство на прибыль производителей отрасли. Бесспорными лидерами остаются американские корпорации Coca-Cola и PepsiCo. Столкнувшись с проблемами на российском рынке, компании могут переориентироваться на других потребителей. Тогда освободившуюся нишу займут отечественные производители.

· Компания Соса-Соla за первое полугодие 2014 года потерпела убытки в размере 25 млн долларов, в связи с реструктуризацией сокового бизнеса в России. Об этом можно узнать из материалов компании.

· Также была сокращена прибыль по одному из трёх ведущих направлениях компании Соса-Соla - Bottling Investments Group за отчётный период. Недавно компания Кока-Кола сообщала, что в июне 2014 года будет остановлена работа двух заводов по производству соков «Нидан» с общей суммой их доходов в 560 млн в год.

· «Нидан» в 2010 году выкупила американская компания за 276 млн долларов.

· Один из брендов «Нидана» - «Моя семья» отдадут другому заводу – «Мултон», владельцами которого напополам являются The Coca-Cola Company и Coca-Cola Hellenic. Такое решение было принято в связи с понижением доли продукции заводов «Нидан» (на 9% в 2011 году и на 6.9% в 2012 году), а также уменьшением рынка сока России в 2013 году на 5 % в общем.

· Недавно компания Кока-Кола опубликовала данные о том, что за второй квартал 2014 года чистая прибыль компании составила 2,61 млн долларов, что на 3% меньше, чем за этот же период 2013 года. Чистая операционная прибыль Кока-Кола за этот период составила 12,57 млн долларов, при этом она снизилась на 1 %.

· Объём продаж уменьшился приблизительно на 5%.

Источник: Аналитический отдел РКФД 


© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.