Рус | Eng

06.08.14

Первый вице-президент "Российского клуба финансовых директоров" Тамара Касьянова прокомментировала ситуацию на туристическом рынке в эфире радиостанции «Вести FM»

Сегодня с рынка ушла ещё одна компания - "ИнтАэр". Она входила в двадцатку самых крупных в отрасли. Эксперты объясняют происходящее нечестной конкуренцией и жёстким демпингом, который выдерживают далеко не все. С подробностями - экономический обозреватель радио "Вести ФМ" Валерий Емельянов. Все пять закрывшихся операторов объяснили свой уход двумя причинами: обострением отношений с Западом и падением спроса на путёвки. Часть россиян не захотела переплачивать за европейские курорты из-за роста курсовой разницы, часть бойкотировала Европу сознательно, а кому-то работодатели предложили замену на отечественном Чёрном море. В итоге страны Старого света этим летом недосчитались 30 процентов обычного потока российских граждан, что стало полной неожиданностью для операторов и, как следствие, причиной убытков. Всё дело в том, что уже много лет турбизнес в России развивается по схеме финансово-долговой пирамиды, рассказывает президент консалтинговой группы Travel Expert Георгий Мохов: "Из денег тех туристов, которые заплатили сегодня за туры, оплачивается задолженность по турам предыдущего периода.

Соответственно, деньги он где-то должен найти: либо перекредитоваться, либо рассчитывать на повышение спроса. Или начинать демпинговать для того, чтобы увеличить оборот и повысить свою выручку. На падающем рынке сделать это практически не возможно, и туроператор приходит к дефолту". Бизнес изначально начинают на кредитные деньги. А в случае с туризмом дальше у компании долги только растут, поскольку оператор обязан выкупать номера и билеты оптом и заранее - в противном случае зарубежные партнёры вводят против него крупные штрафы. Закрепиться на рынке, занять свою нишу и отдышаться обычно времени нет - число турфирм в России в последние годы сильно опережало рост потока туристов. Поэтому приходилось демпинговать, продавая туры себе в убыток, в надежде, что конкуренты с их более высокими ценами до следующего года не дотянут. Обычно это срабатывало, а клиенты компаний-банкротов возвращали деньги благодаря обязательной страховке от оператора либо обращались в "Турпомощь", если оказывались за границей и без связи со своей турфирмой. Этим летом защитные механизмы начали давать сбой. Одна из страховых компаний сама оказалась неплатежеспособной, а проблемных туристов набралось так много, что фонд "Турпомощь" будет вынужден потратить более половины своих денег.

Комментирует первый вице-президент "Российского клуба финансовых директоров" Тамара Касьянова: "Некоторые компании, при том, что необходима страховка, обращаются к не очень надёжным страховым компаниям, которые тоже могут быть банкротами. Например, как в текущей ситуации. Если клиенты "Лабиринта" смогут получить страховое возмещение, то на каждого человека оно не превысит 2,5 тысяч рублей. Безусловно, цена турпутёвки гораздо выше, и это никаким образом не компенсирует те потери, которые понесли люди". Операторы объясняют, что дело не просто в жадности или намеренной экономии на страховании клиентов. Просто многие крупные финансовые структуры перестали работать с представителями сферы туризма. Учитывая это, говорят эксперты, рядовому клиенту следует проверять не только репутацию агента, который продаёт ему тур, а также оператора, который его выполняет, и их страховой компании. Также в договоре важно обратить внимание на условия компенсации при банкротстве. Поскольку турбизнес часто грешит невыполнением требований закона, говорит профессор кафедры управления бизнес-процессами в сфере производства и сервиса РАНХиГС Галина Дехтярь: "Знают об этих документах (нормативных документах и государственных стандартах) только специалисты. Те специалисты, что читают лекции студентам, которые, придя в офис туркомпании, говорят: "А тут вообще ничего такого нет". Они приходят с практики и спрашивают: "А зачем нам вообще это дают, если это никто не соблюдает?" То есть те нормативы, которые разумно разработаны, не применяются".

Также всегда есть возможность забронировать авиабилет, трансфер и отель самостоятельно, добавляет эксперт. Это не всегда будет дешевле, поскольку операторы выкупают и перепродают места со скидкой, зато у туриста будет возможность застраховаться самостоятельно от невылета, потери багажа или невыдачи визы. А отель можно полностью оплатить уже по факту заселения. К слову, популярность туризма без посредников - ещё одна из причин кризиса в туристической отрасли. Но у этого явления есть и позитивная сторона. С каждым новым крупным банкротством оставшиеся турфирмы становятся надёжнее, рассуждает Георгий Мохов: "Как говорится, большого слона можно долго есть. Когда с рынка уходит большой туроператор, его клиенты неизбежно распределяются между другими туроператорами на этом направлении. Перевозка на направлении сокращается, возникает лёгкий дефицит, что ведёт к повышению цены, и все начинают зарабатывать. Цены на туристский продукт сейчас настолько низкие, что зарабатывать туроператор не может - только углубляться в долги". Несмотря на череду падений в туристической отрасли, на рынке ещё остались надёжные операторы-флагманы, уверяют эксперты. Их нужно искать среди монополистов популярных направлений. Такие не банкротятся. А если компания продаёт туры существенно дешевле других, да ещё и по убыточным, не самым востребованным маршрутам, то, покупая у неё путёвку, есть риск потерять деньги.


© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.