Рус | Eng

19.12.13

Украина становится второй Грецией 

Тамара Касьянова, к.э.н. 
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» 

Украина всё больше напоминает Грецию, которой постоянно нужны финансовые вливания. Получив отказ от МВФ в кредите на сумму $20 млрд, Киев предложил Европейскому союзу инвестировать €20 млрд в проекты на территории страны, а теперь, вероятно, попросит взаймы у Москвы. Несмотря на дефицит бюджета, Россия предоставит кредит, если такая просьба будет. Готовность нашей страны выделить средства на оздоровление украинской экономики, в отличие от международных финансовых институтов и ЕС, обусловлена тесными отношениями Москвы и Киева. 

По итогам 2012 года Украина стала 5-м торговым партнёром России с объёмом внешнеторгового оборота в $45,1 млрд. Однако за I полугодие 2013 года импорт сократился на 29,3% ($3,986 млрд) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Украинский рынок имеет стратегическое значение для России: это достаточно ёмкий рынок, где потребители знают и покупают товары российского производства. К сожалению, сейчас наша продукция во многих отраслях не может конкурировать ни по качеству, ни по цене с зарубежными. Азия удовлетворяет собственные потребности по многим товарам, ЕС защищает местных производителей, на Американском континенте главенствуют США, а в Латинской Америке сделала большой рывок Бразилия- России основной акцент надо делать именно на страны СНГ. Многие предприятия, которые успешно работали в СССР, после распада Союза оказались на территории разных суверенных государств. Сейчас сотрудничество между ними позволяет сократить затраты на производство товаров. Не стоит забывать о многолетних культурных связях нынешних государств Содружества. 

Экономическое положение России нельзя назвать процветающим- государственный бюджет не может перейти из состояния дефицитного в профицитный, население продолжает стареть и, соответственно, экономически активная доля сокращается, промышленность не показывает никакого роста. Возникает вопрос, как в такой ситуации можно говорить о кредите на поддержание украинской экономики, когда надо спасать свою собственную? Однако здесь речь идёт уже не об экономических, а о геополитических интересах. Интерес Евросоюза к Украине вызван стремлением прорваться на её рынок и заполнить прилавки европейской продукцией, обрушив отечественную промышленность. Местные товары неконкурентоспособны, а цены оказываются зачастую выше, поскольку правительства стран ЕС выделяют дотации своим производителям. Платёжеспособность потребителей не так высока, чтобы скупить весь объём поставляемых товаров. По всей видимости, оставшуюся продукцию Евросоюз хочет поставлять в Россию- рынок ещё более ёмкий, а покупатель может себе позволить товары подороже. Однако в договоре о зоне свободной торговли между Россией и Украиной чётко прописано: если одна из сторон создаёт зону свободной торговли с третьими странами, то вторая сторона может аннулировать договор. Фактически, Украина сейчас представляет собой буферную зону, которую делят Россия и Евросоюз. Но Москва не старается удержать своего восточного партнёра любыми возможными способами- прежде всего, снижением тарифов на газ. 

Цена на голубое топливо всегда была и, скорее всего, будет самым главным вопросом для Киева. Желание импортировать газ дешевле обусловлено тарифами ниже $400 для Франции, Германии, Австрии, Нидерландов, Великобритании, Финляндии и Венгрии. Но Украина почему-то всегда забывает об оплате транзита, причём в этом году плата увеличилась: проход 1 000 м3 российского газа по 100 км территории Украины обходится в $3,11. Фактически, не делая ничего, Киев зарабатывает в год порядка $3 млрд. Для сравнения, МВФ предложил Украине кредит в €4 млрд ($5,4 млрд) с условием повысить внутренние тарифы на газ и сократить число бюджетников в стране. Таким образом, с учётом специального тарифа и оплаты транзита Газпром недополучил в 2012 году более $3,5 млрд. 

Рассчитывать на скидку со стороны Газпрома не стоит, поскольку в скором времени зависимость российского поставщика и европейских потребителей от Украины как транзитёра сократится за счёт запуска газопровода Южный поток и работы уже действующего газопровода Северный поток. Таким образом, рычаги давления в виде затруднения или перекрытия поставок газа в Европу постепенно исчезнут. Однако это не означает, что в 2015 году Газпром свернёт все проекты- Украина просто сменит свой статус и перестанет быть ключевым транзитёром и дверью на энергетический рынок ЕС. 

В свете затянувшегося подписания договора об ассоциации с Евросоюзом любой визит или общение российской и украинской сторон воспринимается как отворот от Европы и присоединение к Таможенному союзу. Учитывая столь категоричный настрой оппозиции и простых граждан, не стоит ждать скорейшего сближения с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Украинцы борются за право на красивую жизнь- им кажется, что у европейцев нет никаких проблем и сближение с ЕС повысит уровень жизни, но они забывают о потенциальных трудностях. Переход на европейские стандарты обойдётся стране в €164 млрд, а ликвидация порядка 85% таможенных тарифов через 3 года может убить всю украинскую промышленность. И тогда граждане, которые на Майдане призывают власть срочно подписать договор с Украиной, ощутят все прелести европейской жизни. Многие из протестующих даже и не читали условия ассоциированного членства. В конце концов не исключено, что рано или поздно Киев всё же подаст заявку в Таможенный союз. Как показывает практика даже вступление в ЕС не всегда ведёт к оздоровлению национальной экономики- ВВП Болгарии и Румынии сократились. России, как и Евросоюзу с Грецией, дешевле кредитовать Украину, чем допустить её дефолт.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.