Рус | Eng

06.12.13

Газированные напитки спасут отрасль ЖКХ 

Тамара Касьянова, к.э.н. 
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» 

Тарифы на коммунальные услуги постоянно растут, а качество обслуживания практически не меняется. Проблемы в отрасли ЖКХ объясняют нехваткой денежных средств. Министр Михаил Мень предложил убить двух зайцев один выстрелом: введение акцизов на газированные напитки позволит получить новую статью дохода и отучить россиян от вредной привычки. По подсчётам министра, такая мера позволит дополнительно заработать около 80-100 млрд рублей ежегодно. Однако эффективность введения акцизов весьма сомнительна. 

Российский рынок по-прежнему остаётся одним из самых ёмких в мире, но популярность газированных напитков снижается. Среди основных потребителей россияне в возрасте 16-34 лет. Если в 2001 году газировку пили 72,6% этой группы, то в 2012 году - 49,7%. Сейчас в моду входит здоровый образ жизни и люди отдают предпочтение сокам, минеральной или бутилированной воде. Влияние оказывают и различные передачи, в которых рассказывают о вреде сладких напитков. Сегмент газированных напитков близок к насыщению, а это значит, что максимальный спрос уже практически достигнут. Россия не входит в число стран по потреблению газированных напитков на душу населения: в среднем мексиканец выпивает 163 л, житель США- 118 л, а россиянин- около 30 л. 

Инициативу Михаила Меня можно расценить как попытку ввести налог на вредную еду. Это вовсе не российское ноу-хау, такой налог уже действует в ряде стран. Например, за счёт акцизов на мороженое власти Финляндии рассчитывают получать ежегодно порядка €100 млн. Дания оценила доход от роста цен на продукты жирностью более 2,3% в €300 млн, но ожидаемого эффекта не получила. За год «вредная еда» подорожала на 9%, в результате госбюджет получил около €160 млн, но местные производители понесли большие потери. Меньшая прибыль означает сокращение налоговых отчислений от бизнеса. Более того, люди начали ездить в Германию за продуктами. Власти страны отменили налог спустя год. Предпочтения датчан сильно не изменились- граждане продолжали покупать привычные продукты. По мнению экспертов, реально отказаться от вредных продуктов потребителей заставит повышение цен на 17,5-28%. 

Выбор сегмента газированных напитков для привлечения дополнительных средств в казну выглядит и как посягательство на прибыль производителей отрасли. Бесспорными лидерами остаются американские корпорации Coca-Cola и PepsiCo. Столкнувшись с проблемами на российском рынке, компании могут переориентироваться на других потребителей. Тогда освободившуюся нишу займут отечественные производители. 

Предложение ввести акцизы на газированные напитки предложил министр строительства и ЖКХ предложил не столько для улучшения здоровья населения, а для финансирования коммунальной отрасли именно за счёт введения дополнительного налога. В результате россияне будут платить за несовершенство системы ЖКХ не только по квитанциям, но и при покупке прохладительных напитков. Решать проблемы надо собственными силами, а не за счёт других. Новому министерству надо, прежде всего, навести порядок в отрасли и снизить, а лучше вовсе искоренить, коррупцию, положить конец бюрократии среди чиновников, тратить платежи населения и полученные средства из федерального бюджета на ремонт домов и строительство инфраструктуры для россиян, а не только для собственной семьи. Тогда коммунальщики будут заниматься состоянием жилищного фонда, а не выполнять функции Роспотребнадзора и Минфина, и россияне смогут жить в тёплых отремонтированных домах. Возможно.

© Российский Клуб Финансовых Директоров, 2014
Любое использование материалов сайта возможно исключительно с письменного разрешения редакции сайта.